Как показывает статистика, большая часть нуждающихся в соцпомощи на приобретение топлива проживают в Беломорском и Прионежском районах Карелии - более 80 процентов, меньшая - в Петрозаводске и Костомукше - около 20 процентов. А вообще доля льготной категории населения в общей численности нуждающихся в дровах составляет примерно 55 процентов. Кому-то из бюджета компенсировали всю сумму, потраченную на дрова, кому-то - половину, кому-то - треть. Однако год назад, с изменением методики расчета, суммы компенсаций резко сократились.
Новые нормативы потребления твердого топлива, то есть дров, угля и пеллет (топливных гранул), для граждан, проживающих в домах с печным отоплением, были утверждены приказом республиканского министерства строительства, ЖКХ и энергетики. Суть их сводилась к тому, что ранее муниципалитеты самостоятельно определяли способ начисления компенсации: поквартирно, на один квадратный метр общей площади жилого помещения или даже по количеству печей. Муниципальные чиновники сами решали, какой объем средств нужно выделить, определяли группы льготников и суммы компенсации для них. А список здесь достаточно внушительный: ветераны войны и труда, жители блокадного Ленинграда, чернобыльцы, инвалиды, многодетные семьи, сельские врачи, учителя, работники культуры. Однако затем мин-строй решил унифицировать подход: нормативы потребления твердого топлива для населения утвердили на один квадратный метр общей площади дома (жилого помещения) в год по группам муниципальных образований и по видам топлива.
- У меня старый дом, чтоб было тепло, надо дров сразу на две печки, - говорит обитательница старой деревянной избы Нина Ивановна Киселева. - Мне всегда хватало. А теперь могу топить только одну, которая не в состоянии обогреть все комнаты и кухню. Покупать за собственные деньги дрова не получается: пенсия небольшая.
Конечно, расчеты на отпуск дров не менялись еще с 1991 года, тогда их установил Совет министров Карельской автономной советской социалистической республики. На каждую печь давали от 7 до 12 кубометров дров.
- Для Карелии, главное богатство которой лес, это не было непосильным грузом, - комментирует экономист Валерий Никонов. - Сегодня же в условиях жесткой оптимизации республиканского бюджета чиновники сочли возможным урезать и часть социальных компенсаций.
От имени жителей это решение оспорила группа депутатов, которые указали, что новый подход существенно снижает уровень социальной поддержки граждан. Приказ вступил в силу с момента подписания - 15 марта 2015 года, то есть уровень субсидий на календарный год уже был определен, а переходный период для новой нормы исполнительная власть не предусмотрела. Кроме того, данный подход подразумевает применение нормативов в совокупности с социальными нормами площади жилья, то есть излишки тоже отныне нужно отапливать самостоятельно. Для жителей частных домов - почти непосильная задача, дома-то большие.
Изучив материалы дела, Конституционный суд Карелии согласился с позицией заявителей. По мнению судей, оспоренный документ не отвечает конституционным принципам юридического равенства и разрушает доверие граждан к закону и к действиям власти. Кроме того, федеральное законодательство вообще не содержит такого самостоятельного правового института, как нормативы потребления топлива.
Теперь приказ об утверждении нормативов потребления твердого топлива для населения, проживающего в домах с печным отоплением, должен быть отменен. КС Карелии установил шестимесячную отсрочку для исполнения своего решения. За это время - фактически к началу зимы - законодатели должны внести необходимые изменения в правовое регулирование, а правоприменители и граждане смогут адаптироваться к новым условиям.