HeliRussia - крупнейший в Европе вертолетный салон. Проходит он ежегодно и собирает действительно ведущих создателей и эксплуатантов винтокрылых машин.
На этот раз, невзирая на санкции, в столице России собрались представители 219 компаний, включая 45 зарубежных. Среди них участники из Великобритании, других ведущих стран Европы, США и даже ЮАР. Французская ассоциация авиационно-космической промышленности GIFAS организовала большую единую экспозицию французских компаний.
Надо отметить, что ведущие мировые производители вертолетов продолжают рассматривать нашу страну как основной рынок винтокрылых машин с почти неограниченным ресурсом потребления. Об этом, в частности, свидетельствует то, что производство американских вертолетов BELL 407JX уже локализовано в России на Уральском заводе гражданской авиации. Европейский AW 139 выпускает российско-итальянское совместное предприятие, один из сборочных цехов которого находится недалеко от Москвы.
Одним из трендов проходящей выставки HeliRussia 2016 стал упор на вертолеты в санитарном и спасательном снаряжении. Когда-то на каждом аэродроме СССР, включая сельские, стояли вертолеты и самолеты Ан-2 с красными крестами на бортах. Проблем с летающими неотложками в стране не было.
Для сравнения, сейчас всю Российскую Федерацию обслуживают, по оптимистичным оценкам, 90 вертолетов в санитарном и эвакуационно-спасательном вариантах, а США - 900. Какое количество отечественных винтокрылов-спасателей может реально подняться в воздух, доподлинно неизвестно.
Есть о чем думать и над чем работать. В рамках HeliRussia 2016 проводится межведомственная научно-практическая конференция "Санитарная авиация и медицинская эвакуация - 2016". Вопросы для обсуждения выставлены острые. Найдутся ли ответы?
Очень интересная экспозиция касается авионики. Здесь мы практически не отстаем от мирового уровня. Достаточно открыто демонстрируется оптико-электронная система защиты вертолетов и самолетов "Президент-С". Доминирует продукция, представленная концерном радиоэлектронных технологий КРЭТ. На оригинальном макете из стеклопластика размещены и удачно подсвечены все основные узлы, которые разрабатывают в концерне для вертолетов самых различных типов - гражданских и военных. С этим демонстрационным макетом совмещен тренажер, позволяющий обучать пилотированию любой винтокрылой машиной. Впечатляют нашлемная система целеуказания и индикации НСЦИ-В и бортовая радиолокационная станция Н-025Н(Э).
Можно сказать жизненно важную, пусть и не броскую внешне, новинку демонстрирует холдинг "Технодинамика". Это натурный образец авариестойкой топливной системы для вертолетов.
Как свидетельствует печальная статистика, до 70% человеческих жертв в результате катастроф вертолетов происходит из-за пожара, спровоцированного разливом топлива. Новая система, созданная специалистами холдинга, может решить эту проблему. Она состоит из топливных баков, трубопроводных элементов и различных агрегатов, обеспечивающих заправку и перекачку топлива. Топливные баки сделаны из устойчивых к разрыву и проколу материалов. В качестве основы, обеспечивающей высокие параметры, применена ткань с кручеными полиамидными нитями, которая имеет прочностные характеристики лучшие, чем у известных зарубежных аналогов.
Вторая задача, которую удалось решить - создание специальных агрегатов, расположенных вне баков. Их особенность заключается в том, что они не должны допускать разлива топлива при повреждении трубопроводов. Достигается это при выполнении двух требований: прежде всего обеспечивается разрушение системы в заранее определенных местах, а затем, при разрушении трубопровода в нужном месте, автоматически срабатывают клапаны, которые предотвращают вытекание топлива.
Система "Технодинамики" уже прошла испытания на работоспособность, которые показали соответствие всем необходимым параметрам. При изготовлении используются только российские материалы.
"На сегодняшний день мы являемся одним из немногих производителей в мире, которым удалось создать такую систему, - пояснил глава холдинга Максим Кузюк. - При этом она соответствует всем нормам, которые указаны в европейских авиационных правилах. Наши решения по надежности не уступают конкурентам, при этом, за счет использования российских материалов, она дешевле в производстве".
Впервые самым активным образом о себе заявляют разработчики беспилотных вертолетов. На HeliRussia 2016 представлено 15 моделей различных мультикоптеров. Сюрпризом стали гонки и битвы мультикоптеров. На специально отведенной площадке созданы своеобразные дрон-порты. На них специально для зрителей проводятся эффектные гонки и даже сражения мультикоптеров. Стреляют они друг в друга инфракрасными лучами, безопасными для человеческих глаз. Смотрится захватывающе, почти как эпизод "Звездных войн". Кстати сказать, за рубежом такие бои становятся очень популярными. Дошла мода и до нашей страны.
Традиционно на выставках HeliRussia выставляется "Рособоронэкспорт", который активно продвигает за рубеж отечественную винтокрылую технику.
В первые часы работы выставки было подписано рабочее соглашение между "Рособоронэкспортом" и холдингом "Вертолеты России" о дальнейшем взаимодействии в сфере экспортных поставок и обслуживании наших вертолетов за рубежом. Документ завизировали гендиректор "Вертолетов России" Александр Михеев и глава "Рособоронэкспорта" Анатолий Исайкин.
Начальник департамента экспорта специмущества и услуг ВКС Сергей Корнев, возглавляющий делегацию "Рособоронэкспорта" на выставке, напомнил, что "в 2015 году Россией были осуществлены первые экспортные поставки тяжелых транспортных вертолетов Ми-26Т2, а уже в текущем году иностранному заказчику будут переданы боевые вертолеты Ми-28НЭ с двойным управлением". Кроме того, по словам Корнева, "в ближайшее время начнутся поставки за рубеж боевых вертолетов Ка-52.
В целом в 2015 году "Рособоронэкспорт" поставил за рубеж свыше 100 вертолетов. Наибольшее количество машин пришлось на военно-транспортные вертолеты типа Ми-8/17. Всего же по вертолетной тематике (включая ремонт, поставку авиационных средств поражения и т.п.) в 2015 году сотрудничество осуществлялось с более чем двумя десятками стран.
На 2017 год по действующим контрактам по линии "Рособоронэкспорта" запланирована поставка за рубеж свыше 50 единиц боевых вертолетов. А в 2018 году объем поставок практически вдвое превысит показатели 2013 года. Всего же в период с 2016 по 2018 годы в интересах инозаказчиков должно быть изготовлено и поставлено свыше 150 боевых вертолетов.
Холдинг "Вертолеты России" создаст в Южной Корее сервисный центр для послепродажного обслуживания вертолетов "Ка" и "Ми". Меморандум о взаимопонимании подписан между "Вертолетами России" и южнокорейской компанией RH Focus Corp.
Предметом меморандума о взаимопонимании является создание сервисного центра на основании дилерской модели, осуществляющего послепродажное обслуживание вертолетов марки "Ка" и "Ми" с целью обеспечения холдингом качественного и бесперебойного послепродажного обслуживания российской вертолетной техники на территории Южной Кореи.
"Надеемся, что сотрудничество с новым партнером в сфере послепродажного обслуживания значительно укрепит позиции холдинга "Вертолеты России", - заявил гендиректор Александр Михеев.
В настоящее время Южная Корея эксплуатирует обширный парк вертолетов российского производства: многоцелевые Ми-172, выполняющие задачи специальных операций в интересах Национальной полиции Республики Корея, и 60 единиц Ка-32. Эти вертолеты используются для решения широкого круга задач. От борьбы с пожарами до поисково-спасательных операций и патрулирования морской акватории. Кроме того, Ка-32 применяются и коммерческими службами этой страны в качестве "летающих кранов" для выполнения строительно-монтажных работ.
Интересные заявления сделал замминистра обороны Юрий Борисов, также посетивший выставку HeliRussia 2016.
По его словам, Россия построит собственные десантные корабли, на которых смогут базироваться вертолеты Ка-52К. Это корабельный вариант Ка-52 "Аллигатор", созданный под "Мистрали".
Вертолет МИ-38-2Борисов также подтвердил, что минобороны планирует заключить контракт на закупку большой партии новейших вертолетов Ми-38. Он может быть подписан уже в следующем году. "Мы очень активно смотрим на этот вертолет. Пока нам вертолетчики могут предложить только транспортную его версию, мы ставим перед ними задачу расширить сферы применения", - сказал Юрий Борисов.
О намерении приобретать новые вертолеты главком Воздушно-космических сил России Виктор Бондарев заявлял еще в прошлом году. Он отмечал, что военные могут найти применение этой машине в Арктике. На данный момент Ми-38 может применяться для перевозки грузов и пассажиров, использоваться в качестве поисково-спасательного вертолета и летающего госпиталя. Эта машина занимает нишу между вертолетами семейства Ми-8/17 и тяжелыми Ми-26. Грузоподъемность Ми-38 составляет 5-6 тонн, машина может перевозить до 30 пассажиров.
Деловая часть HeliRussia 2016 продлится два дня - 19 и 20 мая. А суббота, 21 мая ее работа полностью будет посвящена приему всех желающих. Ожидается, что в течение трех дней HeliRussia 2016 посетят около 15000 человек.