"Ситуация достаточно неустойчивая, - отмечает замдиректора Института "Центр развития" НИУ "Высшая школа экономики" Валерий Миронов. - Если в среднем за I квартал промышленность со снятой сезонностью прирастала на 0,2 процента, то в апреле рост прекратился: по Росстату был ноль, а по нашим оценкам - минус 0,1 процента к марту. То есть немного приподнялись, но потом всплытие прекратилось".
При высокой волатильности цен на нефть и валютного курса пока непонятно, что это - недолгая пауза перед следующим шагом вперед или промышленность еще долго будет собираться с силами, чтобы пойти дальше.
С одной стороны, обрабатывающие сектора в апреле впервые с начала 2015 года показали рост (на 0,6 процента) после снижения на 2,8 процента в марте, на 1 процент в феврале и на 5,6 процента в январе. Наиболее уверенно чувствуют себя химическая и пищевая промышленность. С другой стороны, динамика импорта и производства внутри страны инвестиционных товаров, замеры настроений в промышленности говорят о том, что ситуация стагнации в реальном секторе может затянуться до конца года. Если все останется как есть, по итогам года промышленность выйдет в небольшой плюс (0,6-0,7 процента) при снижении ВВП на 1,2-1,5 процента, прежде всего за счет провала в секторах услуг и строительстве, говорит Валерий Миронов. Аргумент за или против этой гипотезы дадут данные Росстата по инвестициям, которые выйдут в конце месяца.
При этом все более становится очевидным, что у "дна" промышленность держат не столько высокие процентные ставки, сколько другие факторы, прежде всего ограничения по спросу и повышенная неопределенность. Даже хорошая прибыль на фоне девальвации не претворяется пока в инвестиции. А ведь эти средства ничего не стоят предприятиям. В этом смысле промышленность крайне нуждается в том, чтобы государство определилось с экономической политикой по крайней мере на среднесрочную перспективу, говорит Миронов.