- За последние семь лет, с момента выхода федерального закона № 261 "Об энергосбережении", по всей стране вложены громадные деньги, в бюджетных учреждениях смонтировано оборудование, налажен учет. А потом все вдруг успокоились, - говорит директор института энергосбережения Сергей Банных. - И сегодня наблюдаем такую картину: за приборами никто не следит или даже намеренно отключают их, если они показывают потребление ресурса больше нормативного.
Разумеется, никакого фактического снижения ресурсопотребления сама по себе установка приборов не повлекла. Но практика выявила изъян в системе учета - человеческий фактор. Из-за ошибок сотрудников, отвечающих за снятие показаний в школах, больницах и детсадах в глубинке, общие областные цифры нередко далеки от реальных. В региональном министерстве энергетики и ЖКХ до сих пор вспоминают случай трехлетней давности, когда в один из зимних месяцев Свердловская область, согласно документам, потребила тепла больше, чем вся Россия от Мурманска до Хабаровска. Отчет с ошибочно поставленной запятой, прибавившей десять нулей, сдала одна из больниц города Качканара. Конечно, разобрались, но осадок остался: сколько документов с менее явными ошибками пускается в дело?
Отсюда вопрос: показывает ли нынешний учет объективную картину потребления ресурсов? Нет. Поэтому в Свердловской области предложили внедрить региональную систему автоматической диспетчеризации. Ее суть в том, чтобы в онлайн-режиме собирать данные приборов, установленных в бюджетных учреждениях как областного, так и муниципального подчинения, а затем сводить их для анализа в единую базу данных. Этот диспетчерский пункт способен, помимо приема данных, отслеживать работоспособность прибора и оценивать корректность его показаний.
Информационно-аналитический комплекс, разработанный на Среднем Урале, назвали "ЭнергоАтлас". Пока он работает с десятком учреждений, до создания единой энергетической карты области еще далеко. Впрочем, все предпосылки для этого есть: согласно опросу, проведенному областным минэнерго, порядка 60 из 94-х муниципальных образований Среднего Урала имеют на своей территории хоть какую-то систему диспетчеризации. Как правило, ею занимаются одна-две частных компании, обслуживающие приборы учета. По словам Сергея Банных, встроить ее в региональную несложно - ни с технической, ни с финансовой точки зрения.
Другое дело, если в городе нет ни системы, ни даже исправных приборов. По оценке специалистов, замену оборудования для учета или даже "оприборивание" с нуля надо провести в 4,5 тысячи бюджетных учреждений. Объем первоначальных инвестиций в этот проект оценивается в 50 миллионов рублей. Взять под автоматизированный контроль в первую очередь необходимо тепло - самый дорогостоящий коммунальный ресурс. На включение в систему других - электроэнергии, воды и газа - потребуется еще такая же сумма.
Заявка на софинансирование уже направлена в Москву. Согласно проекту, 70 процентов расходов придется на Федерацию, 20 - на область, 10 процентов возьмут на себя муниципальные бюджеты. Среди городов, уже готовых включиться в проект, - Североуральск, Дегтярск, Сухой Лог, Красноуфимск, Заречный.
По словам замдиректора института энергосбережения Александра Попова, в качестве пилотных проектов к "Атласу" несколько месяцев назад были подключены несколько объектов, например, коррекционная школа в городе Березовском, жилая 16-этажка в Екатеринбурге.
Анализ показал, что только за январь из-за так называемого "перетопа" многоэтажный дом потребил тепла на 130 тысяч рублей больше, чем положено. В феврале - на 108 тысяч. То есть система поставила диагноз и позволила специалистам прописать лечение: установленный на этом объекте прибор автоматической регулировки тепла окупился бы за два-три месяца. В Березовском ситуация другая: там здание школы расположено в "хвосте" теплотрассы, поэтому в нем холодно. Данные системы позволили оценить картину и сделать вывод: надо уменьшать потери, ремонтировать теплопровод.
Сводная картина по всему муниципалитету, отмечает Сергей Банных, станет источником актуальных данных обо всем городском энергохозяйстве, при этом каждое учреждение будет иметь возможность онлайн отслеживать потребление всех ресурсов - по сути, это готовая энергетическая декларация.
Однако в первую очередь необходимо выработать федеральный стандарт в сфере диспетчеризации. Кроме того, необходимо на законодательном уровне прописать обязанность бюджетных учреждений не просто "оприбориваться", но и подключаться к региональной системе.
В зимнюю сессию комитет по энергетике Госдумы в первом чтении рассмотрел законопроект об установке приборов учета энергоресурсов с организацией удаленного сбора данных, вынесенный по инициативе Ассоциации госучреждений субъектов РФ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (эта организация была создана по инициативе уральских энергетиков).
В федеральном правительстве отмечают: Свердловская область - одна из самых передовых в России в части энергосбережения и особенно в организации учета ресурсов.
- Мы ожидаем, что Госдума одобрит законопроект уже в текущем году, после чего уральский опыт может начать распространяться не только у нас, но и по другим регионам, - говорит Сергей Банных.