26.05.2016 21:20
Культура

Джулиано Сальгадо: Я хотел рассказать историю отца языком репортажа

Джулиано Сальгадо - о великом отце, Виме Вендерсе и "Соли земли"
Текст:  Александр Нечаев
Российская газета - Столичный выпуск: №114 (6982)
Работа выставки "Генезис" фотографа Себастио Сальгадо в московской Усадьбе Муравьевых-Апостолов на Старой Басманной улице должна была закончиться в конце мая, однако благодаря неиссякаемому потоку желающих посмотреть работы великого бразильца работа выставки продлена до середины июня.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Соль земли"

Периодически организаторы устраивают довольно неожиданные мероприятия, связанные с "Генезисом": недавно, например, сын Себастио Сальгадо, режиссер Джулиано Рибейро Сальгадо, на один день приехал в российскую столицу, чтобы показать в музее "Соль земли" - документальный фильм о своем отце, фестивальный хит 2014 года, который был номинирован на "Оскар". Джулиано снял его в соавторстве с мэтром Вимом Вендерсом.

После показа фильма Сальгадо-младший ответил на вопросы "РГ".

В одном из интервью вы рассказывали, что у вас с Вимом Вендерсом были две разные точки зрения на то, как нужно делать "Соль земли". В чем были принципиальные различия?

Джулиано Сальгадо: Сложно так сразу сформулировать все противоречия: когда два режиссера снимают один и тот же фильм, они, наверное, неизбежны. Тут важно то, что Вим появился с идеей снять фильм о Себастио в 2011-м, тогда как я начал делать это кино еще в 2009-м. То есть у меня уже был готов собственный замысел, и я знал, как его воплощать. Я хотел рассказать историю Себастио языком репортажа, главная мысль которого сводилась бы к тому, что мой отец прежде всего свидетель очень важных событий, происходящих на планете, - и прекрасных, и самых ужасающих. Вендерс был согласен с такой трактовкой, но когда дело дошло до монтажа, выяснилось, что мы совершенно по-разному видим то, что должно получиться в итоге. Когда ты хочешь рассказать правдивую историю, существует множество способов это сделать, и чем дальше, тем больше "Соль земли" становилась картиной не моей, а Вендерса. У нас не было проблем с тем, чтобы договориться, о чем мы делаем кино, но мы часто не сходились в выборе метода. Но в случае с Вендерсом заявить о себе было не так-то просто: он, например, не стеснялся посмотреть смонтированный мною материал и сказать: "Это настолько ужасно, что я, пожалуй, сделаю все сам". Одним словом, монтажный период, когда мы сидели вместе с ним в одной комнате и пытались о найти общий язык, у нас был напряженный.

В Москве представили работы лауреатов премии World Press Photo 2016

Для вас вообще важно мнение отца о том, что вы делаете?

Джулиано Сальгадо: На самом деле нет, меня это почти не интересует. Конечно, он мой отец, и мне приятно, если ему нравится то, что я делаю. Я даже горжусь, когда моя работа вызывает у него положительную реакцию. До "Соли земли" мы с Себастио не были особенно близки: когда я был ребенком, он постоянно работал на других концах Земли. И сблизились только во время съемок. Хотя и этот процесс происходил не то чтобы очень гладко. Пожалуй, впервые в жизни мы провели друг с другом длительный промежуток времени, когда во время съемок фильма отправились в Амазонию: он делал снимки, я снимал процесс его работы. И в перерывах между съемками нам было тяжело сидеть за одним столом - мы просто не могли найти достаточно тем для нормального разговора. "Соль земли" не решила эту проблему кардинально, но теперь я могу сказать, что мы с отцом стали ближе друг к другу. По крайней мере я понял, почему он бывал таким странным и отчужденным, когда возвращался из своих поездок. И мне было отрадно видеть, что он очень тронут после просмотра "Соли земли", который мы с Вимом организовали специально для него еще до того, как фильм начал ездить по фестивалям.

Вас не раздражает, что до сих пор вас везде представляют как Сальгадо-младшего, сына того самого великого фотографа?

Джулиано Сальгадо: Нет, я все-таки уверен в своих собственных талантах. Именно поэтому когда я делал свои первые шаги в кино, то вовсе не пользовался фамилией Сальгадо: первые свои документальные работы я снял под именем Джулиано Рибейро. Моя известная в мире искусства фамилия не вызывает у меня комплексов: мне, конечно, есть что доказывать окружающим, но я не пытаюсь доказать кому-то, что я круче собственного отца.

"Соль земли" была очень успешным фестивальным фильмом с блестящей прокатной судьбой. И вы, наверное, сами осознаете, насколько важен следующий ваш шаг. Что у вас дальше?

Российский фотограф получил Пулитцеровскую премию

Джулиано Сальгадо: Есть несколько документальных проектов, но теперь главная моя цель - сделать полнометражный художественный фильм. Мы с моей подругой Иви написали сценарий и поехали на последний Каннский кинофестиваль общаться с потенциальными продюсерами. Реакция была позитивной. И если все сложится, это вновь будет парная работа: у картины будут два режиссера - я и Иви. А кино будет о том, как главный герой узнает, что убийцы его погибших 40 лет назад родителей до сих пор не просто не наказаны, а находятся у власти. Вы, наверное, знаете, что у нас в Бразилии исторически сложная политическая ситуация и ужасающая коррупция. Наше кино прольет на историю моей страны неожиданный свет.

Работы фотографа Себастио Сальгадо на выставке "Генезис"
Фотография