В целом Вячеслав Лебедев сделал ряд важных сообщений. Все, что прозвучало, если воплотится в судебную жизнь, радикально повысит правовую защищенность граждан - и от обычного произвола, и от ошибок правоохранительной системы.
Председатель Верховного суда России не исключил, что после введения коллегий присяжных в районных судах, компетенция присяжных может быть расширена еще раз - больше, чем предполагается нынешней реформой. Но сначала надо все-таки подготовить районные суды к новому для них формату, и посмотреть, как будет работать система.
Еще Вячеслав Лебедев опроверг слухи о слиянии арбитражей с судами общей юрисдикции (то есть фактически уничтожении арбитражных судов), и предложил разработать концепцию уголовной политики, детально прописывающей принципы и правила наказания.
Но, пожалуй, одна из самых горячих тем - судебные ошибки. Трудно даже представить, сколько вокруг нее слухов, измышлений и откровенной лжи. Но есть и горькая правда: судебные ошибки существуют. Много их или мало, не сказать. Однако среди тех, кто сегодня сидит за решеткой, однозначно есть невиновные. Просто они не могут достучаться до высоких инстанций, а подчас просто утратили надежду. Верховный суд предлагает упростить систему исправления несправедливости.
"Мы сейчас готовим законопроект, предлагаем предоставить председателю Верховного суда, его заместителям или, может, только председателю Верховного суда, и. о. председателя Верховного суда право возбуждения надзорного производства в случае фундаментальных нарушений принципов правосудия, - заявил на Совете судей Вячеслав Лебедев. - В тех случаях, когда эти принципы очевидно нарушаются, но отсутствует жалоба стороны. Сегодня не может отменяться принятое судебное решение, если нет жалобы".
В принципе жалоба - формальность. Но без нее сегодня Верховный суд не может взяться за дело. Пример вовсе не надуманный. У пострадавших от несправедливости людей, порой, опускаются руки. А прокурор не будет биться за восстановление честного имени человека, если сам до этого постарался, поддерживая обвинение.
Вячеслав Лебедев рассказал конкретный случай, где судьбу осужденного спасла только настойчивость матери. Некий молодой человек был осужден, сидел в тюрьме. Сам писать жалобы он уже не хотел: был сыт по горло отписками.
Это одна из системных проблем: на каком-то этапе в дело человека перестают вникать. Все уже кажется решенным, и чиновникам проще написать что-то вроде "ваше дело рассмотрено всесторонне и полностью, оснований для пересмотра нет". А если гражданин настаивает, то с ним заканчивают переписку. Как говорится - достал.
Откровенно говоря, подчас грешат подобными отписками не только чиновники, но и суды. Никто не желает специально зла человеку, не хочет держать в тюрьме невиновного. Просто так вышло, что кто-то ошибся, счел вину гражданина доказанной, а вышестоящие инстанции не стали сильно вникать. Или - тоже не разобрались в деле.
В данном случае мать осужденного не потеряла веры и дошла до самых высоких инстанций.
"Но в суде ей отказывали, потому что не было представления от прокурора, не было жалобы от осужденного, не было поручения от осужденного представлять его интересы в суде", - рассказал Вячеслав Лебедев.
Иными словами, выслушать женщину выслушивали, и даже сочувствовали ей, но дать делу официальный ход не могли. Чтобы добиться справедливости, пришлось уговаривать заключенного подать жалобу.
"Тем не менее, когда она с ним встретилась, - уговорили, сказали, что необходима жалоба, - рассказал Вячеслав Лебедев. - При рассмотрении дела очевидно было установлено, что состава преступления нет, чистая провокация".
Однако нужна процедура, позволившая бы исправлять ошибки без долгих уговоров кого-либо.
"Мне представляется, что решить это законодательно необходимо, потому что отсутствие такой компетенции у кого-то из должностных лиц судебной системы приводит к дискредитации правосудия, когда выносятся решения, при которых нарушаются фундаментальные принципы правосудия", - отметил Вячеслав Лебедев.
Основной повесткой на заседании Совета судей была подготовка к IX Всероссийскому съезду судей, намеченному на декабрь нынешнего года. Вячеслав Лебедев озвучил многие вопросы, которые планируется вынести на обсуждение съезда.
Например, по его словам, важное направление - развитие электронного правосудия.
"Необходимо ввести информационную электронную единую базу судов уже сегодня или в самое ближайшее время, и чтобы эта база распространялась на правоохранительные органы", - отметил Вячеслав Лебедев.
Сейчас судебные архивы и делопроизводство хранятся только на сайте того суда общей юрисдикции, который рассматривал дело.
Также он напомнил, что Госдума сейчас рассматривает законопроект, изменяющий систему наказания. За нетяжкие преступления предлагается освобождать от уголовной ответственности.
По словам Вячеслава Лебедева, судебная статистика показала, что за последние пять - семь лет 55 процентов осужденных были наказаны за преступления небольшой тяжести.
В начале века из числа осужденных лишь 15 процентов были виноваты в нетяжких преступлениях. Остальные проходили по более серьезным делам.
Изучив практику, в Верховном суде решили, что пора что-то менять: людей надо спасать от судимости за незначительные проступки. Назначить штраф или другое альтернативное наказание без тюрьмы, это еще не полная гуманность. Ведь у человека остается судимость, а это значит, что судьба скорее всего сломана.
Инициатива, разработанная Верховным судом, предлагает дать людям еще один шанс. Оступились? Выучите урок на всю жизнь, и будьте свободны.
Надо подчеркнуть, что освобождать будут только один раз. Кому урок не впрок, тот рано или поздно сядет.
Так же, по словам Вячеслава Лебедева, необходимо разработать концепцию уголовной политики. А она должна стать основной для нового Уголовного кодекса.
По его словам, с момента принятия УК в него вносились поправки 186 законами. А с поправками в Уголовно-процессуальный кодекс было принято 192 закона. При таких частых изменениях не избежать накладок, ведь продуманная система нарушается.
Вячеслав Лебедев, председатель Верховного суда России:
- Нельзя делать никакого объединения и разрушать апелляционные и окружные суды арбитражной системы, никто никогда этого не имел в виду, и делать мы этого не будем.
Достаточно объединения высших инстанций, а вопросы двух судебных инстанций можно решать совместно или обсуждать на Советах судей РФ и съездах.
Подготовка к IX Всероссийскому съезду судей сейчас проходит важный этап. В Верховный суд России поступает много предложений, над ними идет активная аналитическая работа.
По ряду предложений Верховный суд готовит законопроекты. Из тех предложений, что поступили, остановлюсь на некоторых.
Важное направление - развитие электронного правосудия. Я бы просил Совет судей еще раз обратить на это внимание. Законодательная база подготовлена к тому, что это надо ввести сегодня или в самое ближайшее время.
Также на съезде планируется обсудить вопросы об установлении законодательно разумных сроков рассмотрения дел и очевидном несоответствии материального обеспечения работников аппарата судов требованиям и квалификации должностей. Без нормального аппарата невозможна и эффективная деятельность суда.