Новый антитеррористический закон - первый в истории Польши - уже принят польским правительством и направлен в парламент. Власти не скрывают, что хотели бы ускорить процесс его прохождения через все необходимые инстанции, ведь 8-9 июля в Варшаве пройдет саммит НАТО, а 27-31 июля - Всемирные дни молодежи в Кракове, и нынешний уровень безопасности в стране чиновники, очевидно, считают недостаточным. В течение последних двух недель в Польше, которая никогда не сталкивалась с терактами, были предотвращены два взрыва, жертвами которых могло стать большое число людей. В четверг, 19 мая, в автобусе в городе Вроцлав пассажиры обнаружили самодельное взрывное устройство, которое сдетонировало, когда водитель вынес его на остановку. Пострадала проходившая мимо женщина. Подозреваемый был задержан лишь спустя несколько дней. В ночь с воскресенья на понедельник полицейским удалось задержать трех человек, которые устанавливали взрывные устройства под автомобили у полицейского участка в Варшаве. Все это стало дополнительным аргументом в пользу скорейшего принятия закона без чрезмерного внимания к отдельным положениям. А присмотреться есть к чему.
По данным новостного портала wp.pl, новый закон рассматривает "ситуации, относительно которых существует подозрение, что они возникли в результате преступления террористического характера или угрозы возникновения таких ситуаций". Против такого определения уже выступил уполномоченный по правам человека Адам Боднар, который заявил, что, поскольку в документе не указано, какая именно процедура позволит определить, что существует угроза теракта, новый закон позволяет злоупотреблять чрезвычайными мерами. По факту определение наличия террористической угрозы будет находиться в компетенции главы Агентства внутренней безопасности (ABW) и его вышестоящего политического руководства - координатора деятельности спецслужб в правительстве. Справедливости ради стоит отметить, что в приложении к закону есть перечень ситуаций террористического характера, но его, в отличие от закона, можно изменять по мере необходимости.
Да и перечисленные в этом документе ситуации вызывают большие вопросы. В частности, в нем указано, что ситуацией террористического характера является "информация об утере или краже польского удостоверения личности" или, к примеру, подозрения о заключении гражданином Польши фиктивного брака с выходцем из страны "повышенного риска". При этом глава ABW должен вести список людей, которые могут быть связаны с событиями террористического характера.
Адам Боднар предостерегает: "Отсутствие каких-либо конкретных процедур, позволяющих контролировать обоснованность помещения того или иного лица в этот список, может привести к тому, что в нем окажутся люди, которых там быть не должно, и их права в этот период не будут соблюдаться. Ни один государственный орган не будет отвечать за проверку правильности действий ABW". Глава ABW также будет иметь доступ к финансовой информации, в том числе, защищенной банковской тайной, и даже к централизованной базе медицинских данных. После вступления в силу нового закона спецслужбы смогут в любое время суток обыскивать помещения и задерживать подозреваемых, а в случае, если будут основания считать, что человек связан с подготовкой теракта, его с согласия суда можно будет арестовать на 14 суток без предъявления обвинения.
Не менее спорной мерой является прописанная в документе возможность скрытой слежки в течение трех месяцев за иностранцем, которого подозревают в террористической деятельности, и блокировки интернет-сайтов или электронной почты на пять дней без решения суда. В случае, если в стране объявлен высокий или наивысший уровень террористической угрозы, глава МВД может ввести запрет на проведение массовых мероприятий, а это не только футбольный матч или концерт, но, к примеру, и демонстрация. Критики закона отмечают, что, хотя повышение уровня террористической угрозы должно быть обосновано, существует возможность не объяснять общественности, чем оно вызвано, прикрываясь "тайной следствия". Также в ситуации террористической атаки правоохранители будут иметь право стрелять на поражение. И это также вызывает критику уполномоченного по правам человека. При проведении антитеррористической операции спецслужбы получат право использовать в своей деятельности частные дома, квартиры, автомобили, компьютеры и любую другую частную собственность, которую сочтут необходимой для проведения антитеррористической операции. Ответственность за разрушения и порчу имущества берет на себя государство, но получения компенсаций пострадавшие смогут добиться только через суд. И еще одна мера, непривычная для поляков, которые до сих пор могли за пять минут купить в газетном киоске новую сим-карту: все номера мобильных телефонов должны будут оформляться на конкретных владельцев.