30.05.2016 00:30
Экономика

Пассажиры смогут отслеживать движение багажа онлайн

Пассажиры смогут отслеживать движение багажа онлайн
Текст:  Ирина Жандарова
Российская газета - Федеральный выпуск: №115 (6983) Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №125 (6993)
Мировая авиапромышленность продемонстрировала лучшие показатели обработки багажа. В 2015 году его потери сократились на 10,5 процента. А в 2018 году пассажиры смогут отслеживать движение чемоданов онлайн, как сейчас посылки.
Читать на сайте RG.RU

Эксперты "РГ" рассказали, на что обратить внимание при оформлении багажа и что делать, если чемодан все-таки потерялся.

В 2015 году на каждую тысячу пассажиров потерялось всего 6,5 единицы багажа, свидетельствует ежегодный отчет компании SITA (Baggage Report SITA). Это лучший показатель за последние 20 лет. В 2011 году в дороге терялось почти 9 чемоданов на тысячу. При этом с 2003 года количество потерянного багажа сократилось вдвое, в то время как пассажиропоток в международном масштабе вырос на 85 процентов.

Во многом достигнуть хороших результатов удалось за счет повсеместной автоматизации систем обработки и загрузки/выгрузки багажа. Ручной труд в крупных аэропортах сведен к минимуму. Они оснащены конвейерными системами, по которым багаж перемещается от стойки регистрации до зоны сортировки багажа на определенный рейс. Ручная обработка допускается только при перекладывании багажа в авиаконтейнеры или на багажные тележки. Впрочем, сегодня и эти работы постепенно отдают роботам.

В Ярославле показали новые отечественные авиаразработки

Причины потери багажа известны. В 45 процентах случаев он теряется при выполнении транзитных рейсов. В 2015 году по этой причине потерялись 8,43 миллиона чемоданов и сумок. На незагруженный вовремя багаж приходится еще 19 процентов, ошибки при оформлении билетов или сбои в работе багажных переключателей стали причиной еще 16 процентов потерь багажа.

Не возвращается владельцу лишь малая часть чемоданов. В прошлом году 79 процентов потерянных чемоданов и сумок вернулись владельцам, еще в 15 процентах случаев чемоданы были повреждены. Только 6 процентов пассажиров не получили обратно багаж. В среднем чемоданы разыскивались и доставлялись владельцам в течение 1,76 суток.

Багаж, владелец которого так и не был найден, хранится в комнате невостребованного багажа аэропорта. Каждый авиахаб назначает свой срок хранения чемоданов, в среднем 6 месяцев-1 год. В США аэропорты распродают чемоданы после окончания срока их хранения. В Новой Зеландии уничтожают.

Невостребованный багаж в России считается собственностью авиакомпании и направляется в базовый аэропорт перевозчика, если первоначальные поиски владельца не дали результата.

Сегодня поиск потерянного багажа - это целое направление IT-разработок. Этой весной "Аэрофлот" одним из первых внедрил онлайн-сервис отслеживания потерянного багажа на базе международной поисковой программы WorldTracer. В ее разработке принимала непосредственное участие Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), которая задает стандарты в международном авиасообщении. WorldTracer используют в мире более 440 авиакомпаний и 2800 аэропортов. Благодаря этой системе аэропорт Шереметьево в 2015 году вернул владельцам 90 процентов потерянного багажа.

Страховку для авиационных экипажей увеличат в десять раз

IATA также выступила с инициативой усиления контроля над перевозкой багажа. С 2018 года авиакомпании будут отслеживать каждую единицу багажа на протяжении всего маршрута перевозки. "Пассажиры же получат возможность отслеживать свой багаж по аналогии с обычным почтовым отправлением", - говорит глава SITA Франческо Виоланте.

В отчете SITA также отмечается быстрое распространение технологии самостоятельной печати бирок. Она начала развиваться с появлением электронных билетов и регистрации на рейс через Интернет. Сейчас около 40 процентов авиакомпаний и аэропортов в мире предоставляют пассажирам услугу самостоятельной печати багажных бирок с помощью киосков. В России печати бирок пока нет. Но аэропорты переходят на оформление багажа пассажиров, зарегистрировавшихся по электронным билетам онлайн на отдельных стойках. В 2016 году каждый третий пассажир в мире будет сдавать багаж самостоятельно с помощью автоматизированных киосков либо через специально выделенные стойки с помощью сотрудника аэропорта, прогнозирует SITA.

Потеря багажной бирки является основной причиной, почему чемодан не удается вернуть владельцу даже при использовании самых прогрессивных поисковых систем. Без опознавательных элементов его очень сложно найти среди тысяч других.

Впрочем, уже разработаны бирки, которые не теряются. Они представляют собой электронное устройство, на которое информация о владельце и рейсе вводится пассажиром самостоятельно с помощью мобильного приложения на смартфоне, что позволяет зарегистрировать багаж из дома или по пути в аэропорт. Данные о рейсе и пассажире отражаются на модуле, который прикреплен к чемодану. Сейчас внедрением таких бирок уже занимается авиакомпания Lufthansa. Сотрудникам аэропорта новые бирки не доставят неудобств - информация отражается на них в таком же виде, как и на бумажных бирках.

Чтобы багаж не потерялся

Чемоданы и сумки часто теряются по вине самих пассажиров, к примеру, если они не соблюдают или не знают о правилах перевоза багажа по конкретному маршруту. В этом случае важно помнить:

В Крыму начали строительство нового терминала аэропорта

Багаж на стыковочные рейсы по одной платежной квитанции оформляется до конечного пункта по просьбе пассажира. Это нужно оговорить при регистрации на рейс, чтобы пассажир не оказался в конечном пункте, а чемодан на ленте выдачи багажа в промежуточном.

Законодательство некоторых стран требует обязательного декларирования запрещенных к ввозу вещей или проход через зеленый коридор. В этом случае в транзитном пункте нужно получить багаж, а затем снова сдать на специальной стойке трансфертного багажа.

Перегрузить багаж без вашего участия по юридическим или техническим причинам не могут многие аэропорты. Поэтому всегда уточняйте при транзите, не обязаны ли вы получить багаж в промежуточном пункте.

Если пассажир летит стыковочными рейсами по нескольким маршрутным квитанциям, в аэропортах стыковки он получает багаж и заново сдает его на стойке регистрации.

"В случае потери багажа пассажиру необходимо обратиться к персоналу службы розыска багажа до выхода из зоны прибытия и заполнить специальную форму, - рассказал пресс-секретарь "Аэрофлота" Максим Фетисов. - Поиск потерянного багажа производится в течение 21 дня с момента получения заявления от пассажира". По его словам, в случае, если по истечении этого срока багаж не найден, пассажир может предъявить перевозчику письменную претензию и потребовать компенсацию.

Решение о денежной компенсации и ее размерах принимается, исходя из положений, содержащихся в Воздушном кодексе РФ, Варшавской конвенции и нормативных документах авиакомпании, отметил он.

Авиатранспорт