Роман, возможно ли снять кино без денег?
Роман Борисевич: Конечно, возможно, и с каждым днем производство фильмов будет наиболее просто и доступно. Правда, оговорюсь, что данный подход не является системным (индустриальным). Как раз фестиваль "Движение" стал одной из лучших стартовых площадок для таких картин. И в этом году фильмы, снятые на энтузиазме, заняли большую часть основной конкурсной программы. Лично у меня режиссеры, снимающие подобным образом, вызывают большое уважение.
Тогда уточню вопрос: возможно ли снять хорошее кино без денег?
Роман Борисевич: Я даже не сомневаюсь, что хорошие фильмы могут появляться при подобном подходе, но достичь такого результата им намного сложнее. Наличие бюджета и профессионального продюсера позволяют предусмотреть - уже на стадии подготовки - "подводные камни" и избежать многих ошибок во время съемок. Да, и пост-продакшн для опытной компании - это еще один шанс усовершенствовать картину. Я думаю, что несложно определить, какие картины основного конкурса фестиваля сняты под руководством опытного продюсера и с бюджетом. Они заметно отличаются, хотя среди картин, снятых на "энтузиазме", есть интересные режиссеры, как правило, они же являются сценаристами и продюсерами. И очень жалко, что для того, чтобы реализовать весь свой потенциал, им не хватило средств или даже просто совета. Как правило, все эти проекты - представители "авторского кино". В сегодняшней ситуации у такого кино не много возможностей финансирования, и основная - это господдержка, которая, к сожалению, сокращается и сокращается. А наличие бюджета позволяет сделать кино на качественно ином уровне. Но чтобы молодым режиссерам привлечь к себе внимание продюсеров, очень важно не бояться и снимать кино без денег. Только так себя можно проявить, не стоит ждать "манны небесной".
Бюджет может спасти фильм?
Роман Борисевич: Думаю, может. Во всяком случае, наличие бюджета очень сильно помогает фильму. Съемки фильма - это коллективная работа. При наличии бюджета к картине возможно привлечь именно тех специалистов должного уровня, которые соответствуют производственным требованиям проекта, и задействовать более совершенные технологии и техническое оснащение. В случае работы с дебютантами, среди которых могут быть как режиссер или актеры, так и оператор или художник-постановщик, они должны, не отвлекаясь, все силы и мысли отдавать проекту, а это возможно при полноценной оплате труда (я не говорю уже о профессионалах). В противном случае человек будет отвлекаться на параллельные дела, и ограничить его в этом не будет никакого морального права. Успех фильма - это сплоченность и целеустремленность группы людей для достижения поставленного результата. Кинопроизводство - это комбинат, где все этапы должны быть соблюдены и выполнены по определенным правилам. Конечно, могут быть вариации, но принцип и алгоритм действий всегда одинаков. Справедливости ради отмечу, что бюджет не всегда играет решающую роль. Иногда практически без денег снимаются замечательные фильмы. Например, у Сергея Лобана была отличная картина, снятая с микро-бюджетом - "Пыль", после просмотра которой мы с ним и познакомились. Кстати, он креативный продюсер "Тряпичного Союза".
Когда смотришь "Тряпичный союз", то чувствуется, что без создателя "Шапито-шоу" не обошлось.
Роман Борисевич: Сергей - "крестный отец" этой картины. Именно он порекомендовал мне обратить внимание на сценарий малоизвестного на тот момент режиссера-дебютанта Михаила Местецкого.
Вы любите работать с дебютантами?
Роман Борисевич: Так получилось, что я практически все время работал с ними. Начиная с самой первой картины "Лицо французской национальности", которую снимал Илья Хотиненко - и я ему за это очень благодарен. Потом были Борис Хлебников - "Свободное плавание", Алексей Попогребский - "Простые вещи", Василий Сигарев - "Волчок"…У Николая Хомерики "Сказка про темноту" была второй картиной, но думаю, что в определенном смысле этот фильм можно считать дебютом. И, наконец "Тряпичный союз" Михаила Местецкого - также дебют.
То есть вы первооткрыватель? Это случайно так получается или у вас азарт?
Роман Борисевич: Когда-то Алексей Попогребский и Борис Хлебников смогли "зажечь" во мне искру, из которой Василий Сигарев раздул огонь, поддержанный в дальнейшем Михаилом Местецким, а потом этот огонь превратили в пламя наши замечательные актеры "Тряпичного союза". Когда я познакомился с Александром Палем, Василием Буткевичем, Иваном Янковским, Павлом Чинаревым, то просто влюбился в них. Мы стали друзьями, часто созваниваемся и встречаемся. Ради всего этого стоит снимать.
Есть известная супермодель Линда Евангелиста, которая говорила: "Меньше чем за 10 тысяч долларов я с постели не встану". Вы как продюсер меньше чем за какую сумму не будете снимать кино?
Роман Борисевич: Для меня сумма не имеет принципиального значения. Главное, чтобы бюджет соответствовал творческим задачам и драматургии. Если это камерная история, где действие происходит в одной локации (готовом интерьере) с несколькими героями, то в этом случае можно обойтись минимальными средствами. Если же это сложно-постановочное кино, с большим количеством локаций, персонажей и компьютерной графики - для проекта такого уровня необходимо соответствующее финансирование. Моя первая картина, которую снимал режиссер Илья Хотиненко, была создана практически без денег. И я на собственном опыте знаю, как сложно работать в условиях несоответствия финансовых возможностей и драматургических задач. Есть опасность, что проект может превратиться в самодеятельность, а в кино самодеятельности быть не должно.
Вы в этом году, как и в прошлых, подаете проекты на поддержку в Фонд кино?
Роман Борисевич: Да, мы с моим товарищем, Василием Ровенским создали анимационную студию и подали заявки на несколько анимационных проектов в Фонд кино. Благо, что в нашей стране большинство хороших начинаний поддерживаются государством. Более того, без господдержки в кинематографии мы бы никогда не увидели большинство этапных фильмов, очень важных для развития киноотрасли в нашей стране, это утверждение справедливо как для зрительского, так и для авторского кинематографа и анимации в том числе.
Почему вы пришли в анимацию? Потому что почувствовали, что за этим сила?
Роман Борисевич: И сила, и перспектива, а вместе с этим - большая ответственность. У анимационных фильмов самый важный зритель - это дети. Для них это один из способов познания мира.
В плане прибыли анимацию сейчас снимать выгоднее, чем полнометражное кино?
Роман Борисевич: По затратам анимация сопоставима со сложно-постановочным художественным фильмом. Что же касается прибыли, то, как и в кино, в анимации могут быть как успешные проекты, так и неудачи. Киноиндустрию правильнее сравнивать с казино - чем выше ставки, тем больше риск, но и существеннее выигрыш.
Студию создавали с нуля? Где находили аниматоров?
Роман Борисевич: Да. Нам с Василием повезло, когда мы входили в активную фазу - это была осень 2014 года - разгар кризиса. Многие анимационные проекты начали закрываться либо подошли к своему логическому завершению. Это очень помогло нам собрать команду отличных профессионалов. Огромную роль в создании студии сыграл именно Василий. Он как идейный вдохновитель и меня заразил анимацией.
А сколько у вас проектов?
Роман Борисевич: На сегодняшний день в активной производственной фазе находятся три проекта - "Чудо юдо", "Кот и бобер: двойные неприятности" и "Принцесса и дракон. Тайна волшебного зеркала".
Что сейчас делает "Коктебель"? Вы же не стоите? У вас был проект с Алексеем Попогребским про общество будущего "И-сайдер".
Роман Борисевич: К сожалению, стоим. У Алексея полным ходом идут съемки сериала "Оптимисты", которые задержались на год, что конечно отразилось на "И-сайдере".
Короткометражное кино сегодня в тренде не меньше, чем анимация, потому что не у всех зрителей есть время смотреть полный метр. А короткий все смотрят, и его легко распространять посредством интернета.
Роман Борисевич: Что касается распространения в интернете - я соглашусь, более того, скоро пойдет новая волна небольших специальных фильмов под запросы он-лайн кинотеатров и других интернет-ресурсов, таких как YouTube. Но на фестивалях мы видим иные короткометражные фильмы, чем те, которые востребованы в Интернете.
То есть короткометражное кино должно быть как авторское высказывание? Или будет развиваться индустрия? Серьезные режиссеры, такие, как Кирилл Серебренников, Анна Меликян и другие снимают его.
Роман Борисевич: Индустрия будет для интернета. Но это явно не те фильмы, которые снимают названные вами режиссеры. Более того, как мы знаем, короткометражное кино дает старт полному метру - я имею в виду картину Анны Меликян "Про любовь". Есть удачные примеры и фильмов-киноальманахов, например проект "Елки", который соединяет в каждой части франшизы творчество нескольких режиссеров. Но для кинотеатральной аудитории сквозной сюжет у полнометражного фильма - предпочтителен.
То есть сегодня короткометражка…
Роман Борисевич: Это визитная карточка для начинающего режиссера. Некоторые дебютанты идут дальше и замахиваются на полный метр. На мой взгляд, это верный путь, поскольку никто не будет серьезно относиться к режиссеру, который ничего не сделал.
Ваше сердце как продюсера можно завоевать хорошей короткометражкой?
Роман Борисевич: Для завоевания сердца хорошей короткометражки не достаточно, но я обращу внимание и запомню понравившийся фильм. Например, будучи в жюри одного из короткометражных конкурсов, я запомнил картину "Незначительные подробности случайного эпизода". А когда мы познакомились с Михаилом Местецким и выяснилось, что он режиссер этого фильма, то общение пошло гораздо живее и интереснее. Поэтому молодым режиссерам нужно снимать, снимать и снимать.
Вы не планируете продюсировать сериалы?
Роман Борисевич: Возможно. Это зависит - попадется ли мне достойный материал. До сегодняшнего момента я брался только за те проекты, которые мне самому было бы интересно смотреть.
Неужели можно по-другому?
Роман Борисевич: Как показывает практика, многое из того, что у нас показывают по телевидению, вряд ли интересно смотреть тем людям, которые это производят.