С 25 мая президент Республики Корея Пак Кын Хе находится в зарубежном турне, в ходе которого запланировано посещение трех стран Африки и Франции.
Официальный Сеул с самого начала не делал секрета из того, что намерен вбить клин между КНДР и Черным континентом, пытаясь лишить Страну чучхе всех источников заработка иностранной валюты. Особое внимание предполагалась обратить именно на Уганду, которую в Сеуле считают "плацдармом КНДР в Восточной Африке". Лидер Уганды Йовита Кагута Мусевини, правящий страной с 1986 г., поддерживает дружественные отношения с КНДР, посещал Северную Корею три раза и лично встречался с Ким Ир Сеном. В последнее время были сообщения, что северокорейские военные тренировали полицию Уганды, а также осуществляли другие виды сотрудничества.
Еще накануне оказалось, что все идет именно так, как на то надеялись в администрации президента РК. Пресс-секретарь Чон Ён Гук заявил, что президент Уганды дал указание своим подчиненным строго соблюдать все международные санкции против КНДР, которые предписывают сворачивание любых военных связей. Корейские и западные СМИ тут же выпустили статьи с заголовками: "Уганда отказывается от военного сотрудничества с Северной Корее", "Сеул лишил КНДР важного африканского друга" и т.п.
Однако буквально через несколько часов разразился дипломатический скандал. Заместитель пресс-секретаря правительства Уганды Шабан Бантариза, которого цитировали южане, заявил по поводу высказываний Сеула следующее: "Это неправда. Это все пропаганда". Чтобы быть абсолютно правильно понятым африканский госслужащий добавил: "Если бы наш президент и издал бы такой указ (о сворачивании сотрудничества с КНДР - Прим. "РГ"), то он не был бы публичным. Поэтому все сказанное (Сеулом - прим. "РГ") не могло произойти и не является правдой. Это международная политическая игра".
Сейчас трудно сказать, кто действительно что-то преувеличил: либо Сеул услышал то, что хотел услышать, либо Уганда по каким-то причинам решила "отыграть назад", либо переводчики ошиблись, но в любом случае разразился серьезный дипломатический скандал.
Ряд южнокорейских СМИ обратили внимание на тот факт, что англоязычные издания Уганды действительно ничего не сообщили о прекращении связей с КНДР, что говорит о возможности ошибки со стороны южнокорейцев.
Так или иначе попытка Сеула выбить Пхеньян с африканского плацдарма оказалась непростым делом, а дипломатам придется еще долго выяснять, кто и что именно сказал, а кто выдал желаемое за действительное.