Профсоюзы, и в первую очередь два крупнейших профцентра левой ориентации ВКТ и "Форс увриер" ("Рабочая сила"), требуют поставить крест на крайне непопулярном законе. Правительство отказывается, в чем его поддерживает Франсуа Олланд, подтвердивший свою позицию во вторник в интервью газете "Сюд-Уэст". "Законопроект не будет отозван", - подчеркнул президент.
Профсоюзы также не намереваются давать задний ход, а значит, забастовочное движение, взбаламутившее всю страну в апреле и особенно в мае, перекинется на июнь. Собственно, можно считать, что это уже произошло. Причем стачечники готовы по полной использовать "футбольный" фактор в качестве рычага давления на власти.
Наиболее откровенно об этом заявил генеральный секретарь отраслевого профсоюза транспортников и работников логистики "Форс увриер" Патрис Кло. На недавнем съезде он заявил, что его профсоюз будет "организовывать забастовки в дни матчей в каждом городе из числа задействованных в Евро-2016". Причем уточнил, что участие в них примут водители грузовиков, городского транспорта, машин "скорой помощи" и тех, что занимаются сбором мусора. Короче, пообещал болельщикам и футболистам массовые дорожные пробки со всеми малоприятными последствиями.
Заметим, что никто из товарищей Патриса Кло не стал ему возражать, не предложил, к примеру, на время чемпионата объявить тайм-аут в битве с Елисейским и Матиньонским дворцами.
Наоборот. Железнодорожники объявили о проведении бессрочной забастовки, которая должна затронуть и весь месячный период Евро-2016. Первый "транш" придется на эту среду, 1 июня, когда отменяются около половины рейсов сверхскоростных поездов TGV и примерно две трети междугородних электричек.
Аналогичную позицию заняли и сотрудники парижского общественного транспорта. Причем некоторые из них не выйдут на работу уже в этот четверг, другие предлагают преподнести "подарок" Евро-2016, заблокировав столичное метро, автобусы и трамваи 10 июня.
Длительную забастовку готовит также профсоюз летчиков гражданской авиации (SPNL). Они недовольны решением авиакомпании "Эр Франс" снизить зарплату и урезать на 10 процентов надбавку за работу в ночные часы. Пилоты не упоминали спорный закон, но то, что приурочили свою акцию к знаковому спортивному событию, к которому будет приковано всеобщее внимание, естественно, неслучайно.
Кстати, летчиков намереваются поддержать и работники наземных служб французских аэропортов. Пока речь идет о трехдневной забастовке. Она может начаться в эту пятницу, если Генеральная дирекция гражданской авиации не прислушается к требованиям о повышении зарплаты и улучшения условий труда.
Ну а что по этому поводу думают остальные французы? Как выяснило агентство по изучению общественного мнения Odoxa, 70 процентов считают, что социальные беспорядки во время чемпионата будут иметь "катастрофические последствия" для имиджа Франции. При этом две трети полагают, что виновато в этой ситуации правительство, которое рискнуло принять законопроект о трудовой реформе "силовым методом" без обсуждения в парламенте.