31.05.2016 19:56
Общество

РПЦ впервые присоединилась к акции "Свеча памяти"

21 июня в девять вечера по всей России зажгутся свечи
Текст:  Татьяна Владыкина Владимир Петин
Российская газета - Федеральный выпуск: №117 (6985)
В память о погибших в Великой Отечественной войне по всей России в девять вечера 21 июня в окнах домов будут зажжены свечи. Акция "Свеча памяти" проводится в восьмой раз, ежегодно собирая все больше участников.
Читать на сайте RG.RU

"Свеча памяти" в определенной степени вторит "Бессмертному полку", тем более что в этот раз впервые между кураторами акций достигнуто соглашение - усилия по организации будут совместными. По словам сопредседателя общественного движения "Бессмертный полк России" Николая Земцова, сложно объяснить, особенно молодому поколению, что День Победы - это одновременно и день радости за окончание самой страшной войны человечества, и день скорби по тем, кто не вернулся с ее фронтов. Именно поэтому он выразил благодарность авторам "Свечи памяти", которая удачно и органично разделяет эти эмоции.

К акции в этом году также присоединится Церковь - будут собраны и помянуты имена павших. Причем обряды поминовения совершат на гражданских церемониях у мемориалов, так, чтобы принять участие в них могли все желающие. Главная пройдет 22 июня в Зале памяти и скорби Центрального музея Великой Отечественной войны, где хранятся книги с именами 26 миллионов 600 тысяч погибших и пропавших без вести. Волонтеры поименно вспомнят каждого.

Топ-5 самых популярных в Москве песен времен Великой Отечественной

Сердечные акции "Бессмертный полк" и "Свеча памяти" оказались востребованными, благодаря тому, что история страны стала личной историей.

Как еще можно сохранить память о подвигах? Как ответить сыну на вопрос: "Что такое война?". Своим родительским опытом сохранения семейной памяти с "РГ" поделился писатель Сергей Шаргунов.

- Вашему сыну 10 лет, когда вы впервые рассказали ему о войне?

Сергей Шаргунов: Сыну было четыре года, когда я рассказал ему нашу семейную историю, которая для меня всегда была очень сильным событием. Сына зовут Ваня, так же, как и его дедушку, погибшего под Ленинградом, которого звали Иван Иванович. Когда мой дедушка пошел в последнюю атаку, его вернувшийся товарищ, рассказывал, что он приколол к груди фотокарточку своего маленького сына, то есть моего отца. И пуля пробила эту карточку. А в это время мой отец, будучи маленьким дитятей, играл в войнушку, возился на полу и вдруг заплакал, закричал "Папку убили! Папку убили!". Он почувствовал гибель своего отца. Мать его наказала, а он плакал и повторял: "Я же не виноват, что папку убили". Мне кажется, в этой истории есть какая-то мистическая связь рода. Интерес к войне возникает сам, особенно у мальчишек, но когда это связано с твоей семьей, он становится особенно искренним.

Этот день Победы я встретил на Урале, как раз помогая "Бессмертному полку". Там напечатали несколько тысяч портретов, некоторые приносили фотокарточки из последних фронтовых писем. Мне кажется, что обращение к "Бессмертному полку" не случайно, ведь война начинает восприниматься как личная история. Через фотографию, через семейные фотоальбомы, через письма, через архивы, через устное предание. Рассказ ребенку должен начинаться с личного, когда бабушка рассказывает ему, как она была в эвакуации, как дедушка рассказывает, как почувствовал гибель своего отца.

Как рассказать ребенку о войне

- Как вам кажется, современных школьников сегодня можно заинтересовать уроками о войне?

Сергей Шаргунов: Я был в школах Челябинской области на так называемых уроках Мужества. Видел, с каким достоинством в сельских школах дети выступают на линейках, был свидетелем выступления "Тысяча свечей", где дети выступали очень искренне, по-настоящему.

- Некоторые родители отмечают, что в какой-то момент все войны у детей сливаются в одну...

Сергей Шаргунов: У меня была такая история. Я читал ребенку стихотворение Пушкина "Клеветникам России", в нем есть известные строчки - "Что на развалинах пылающей Москвы/ Мы не признали наглой воли...". Сын меня спросил: "Подожди, разве Пушкин тогда жил, откуда он знает про Гитлера?". На самом деле, то, что у маленьких детей сливаются воедино разные подвиги - не нужно воспринимать как безграмотность. Ведь в конечном итоге речь идет о нашей стране, о ее сохранении и спасении и о том, что героическое продолжается. На тех же занятиях в школах, я видел, что даже самые маленькие дети знают, что их соотечественники погибли в разных войнах. Через это возникает ощущение непрерывности истории.

История