Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) при поддержке фонда Олега Дерипаски "Вольное Дело" составило пятый ежегодный рейтинг вузов России. При подготовке рейтинга использовались статистические показатели, а также результаты опросов среди 28 тысяч респондентов: работодателей, представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников.
Тройка лидеров рейтинга не претерпела изменений по сравнению с прошлым годом: первое место традиционно занял МГУ им. М.В. Ломоносова, следом расположились МФТИ и НИЯУ МИФИ. Победители рейтинга обеспечивают высокий уровень образования и являются сильнейшими в области научно-исследовательской деятельности, что подтверждается статистикой и данными репутационных замеров.
Устойчивый рост в рейтинге несколько лет подряд демонстрирует Университет МГИМО: в текущем году вуз укрепил свои позиции в десятке лучших и переместился с восьмого на седьмое место. МГИМО удается сохранять большое количество преподавателей в расчете на 100 студентов (13,58, что в полтора раза превышает среднее значение по сотне лучших), тогда как у большинства конкурентов обеспеченность студентов преподавателями снизилась. МГИМО является одним из самых привлекательных вузов для абитуриентов - здесь самый высокий проходной балл ЕГЭ (94,7) и наиболее дорогое платное обучение (418 тыс. руб.).
Из пятнадцати первых участников программы повышения конкурентоспособности "5-100" наилучшую динамику продемонстрировали Университет ИТМО (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики) и Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Университет ИТМО впервые вошел в Топ-20, поднявшись с 22-го на 19-е место, а ННГУ им. Н.И. Лобачевского переместился с 32-го на 28-е место. Ключевые драйверы роста у этих вузов совпадают: улучшение ресурсной обеспеченности и усиление международной интеграции. В ИТМО, к примеру, выросла доля студентов, прошедших практику или стажировку за рубежом: сейчас она вдвое выше среднего значения по всем участникам рейтинга (1,2% против 0,6%). ННГУ им. Н.И. Лобачевского заметно увеличил долю иностранных студентов (с 6% до 8,4%) и укрепился в кадровом отношении: соотношение количества ППС на 100 студентов выросло с 8,19 до 8,59.
Абитуриенты выбирают экономику и медицину
Лучшие вузы из рейтинга RAEX активно сотрудничают с работодателями, причем в наиболее тесной связке с ними находятся технические и медицинские вузы. Будущие технари и медики, как правило, имеют широкие возможности получения в процессе учебы практических навыков и умений, что важно для успешного трудоустройства по окончании вуза. В МФТИ, к примеру, свыше 60% студентов в течение учебного года проходили подготовку на базовых кафедрах, организованных вузом совместно с работодателями.
Кроме того, о высокой востребованности выпускников технических и медицинских вузов свидетельствуют и высокие цифры целевого приема абитуриентов - у "целевиков" по окончании вуза есть твердые гарантии трудоустройства в организации, которая предоставила направление на обучение.
И если в экономических вузах целевой прием - это скорее редкость (в среднем 2% от зачисленных), то в технических и тем более в медицинских вузах эта практика широко распространена (9% и 29% соответственно).
Несмотря на то что выпускники-технари больше востребованы рынком, чем экономисты, абитуриенты совершенно явно предпочитают экономические и управленческие направления. Наиболее ярко это проявляется в случае с платежеспособным спросом на платное обучение в соответствующих вузах. Если в технических вузах средняя стоимость обучения студентов, зачисленных в 2015 году на первый курс, составляет 119 тыс. рублей в год, то за обучение в экономических вузах придется заплатить в два раза больше - 243 тыс. рублей. При этом динамика изменения стоимости явно не в пользу технарей: за 5 лет платное обучение в ведущих технических вузах подорожало на 37 тыс. рублей, а в экономических - на 70 тыс. рублей.
В списке Топ-10 самых дорогих вузов всего два технических университета - Национальный минерально-сырьевой университет "Горный" и РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, однако они уступают по стоимости обучения ведущим вузам гуманитарного и экономического профиля. Лидерами по стоимости платного обучения второй год подряд являются МГИМО (418 тыс. рублей), НИУ ВШЭ (380 тыс. рублей), МГЮА им. О.Е. Кутафина (302 тыс. рублей), а также МГУ им. М.В. Ломоносова (335 тыс. рублей).
Если рассматривать конкуренцию абитуриентов через призму балла ЕГЭ, требуемого для зачисления, то она наиболее высока в ведущих экономических вузах (83,6 балла в расчете на 1 предмет) и медицинских университетах (80,1 балла). В технические вузы поступить проще: средняя "планка", которую необходимо преодолеть абитуриенту, составляет 70,2 балла.
Кадры: сокращения продолжаются
Тенденция к сокращению численности преподавателей в расчете на студента, отмечаемая на протяжении последних лет, сбавила обороты. Если в рейтингах 2012-2015 годов численность профессорско-преподавательского состава в расчете на 100 студентов стабильно падала, снижаясь с 9,43 в 2012 году до 8,05 в 2015 году, то в 2016 году по этому показателю впервые был зафиксирован рост - среднее соотношение ППС на 100 студентов выросло у участников рейтинга 100 лучших вузов России до уровня 8,17. На незначительном улучшении среднего показателя сказалось главным образом повышение обеспеченности студентов штатными преподавателями в вузах - участниках проекта "5-100" с 8,35 до 8,78. Подспорьем этому стали средства государственной поддержки, направляемые на привлечение преподавателей из-за рубежа. Для справки: объем финансирования вузов проекта "5-100" в расчете на студента за год вырос на 17,7%, тогда как у остальных вузов из Топ-100 - всего на 5,6%, что заметно ниже уровня инфляции (12,9%). На этом фоне неудивительно, что участники рейтинга, не являющиеся получателями субсидий на повышение конкурентоспособности на мировой арене, за год уменьшили свой кадровый капитал: средний показатель ППС на 100 студентов снизился с 8,22 до 8,17 в основном из-за негативной динамики в группах "медицинские вузы" (-5%) и "классические университеты" (-1%). Учитывая то, что финансирование большинства вузов с поправкой на инфляцию имеет тенденцию к снижению, для реализации "майских указов" по повышению зарплат преподавателям у руководства многих вузов велик соблазн кадровой оптимизации. Иными словами, есть предпосылки того, что обеспеченность студентов преподавателями в дальнейшем будет снижаться.
Ставка на интернационализацию
Интернационализация научной и образовательной деятельности стала одним из главных приоритетов для ведущих российских вузов. Наиболее заметными тенденциями в этой области стали резкое наращивание научных публикаций, индексируемых в наукометрических базах Scopus и Web Of Science, а также существенный рост доли иностранных студентов. Так, если год назад в среднем на одного научно-педагогического работника вузов из Топ-100 рейтинга RAEX приходилось 0,14 публикации в год, то сейчас - уже 0,20 (прирост составил 43%). У вузов, являющихся первыми участниками проекта
"5-100", динамика еще более стремительная: если по итогам составления прошлого рейтинга на 1 НПР приходилось 0,43 публикации, индексируемой в Scopus, то сегодня эта цифра на 44% выше - на одного сотрудника приходится уже 0,62 публикации.
Что же касается увеличения доли иностранцев, обучающихся в российских вузах, то наиболее динамично она растет в вузах - участниках проекта по повышению глобальной конкурентоспособности: у участников проекта "5-100" доля студентов из-за рубежа выросла за два года на 3 процентных пункта (с 9,1% до 12,1% от общего количества обучающихся очной формы). Однако самыми привлекательными для иностранных абитуриентов по-прежнему остаются медицинские вузы, опережающие по доле иностранных студентов даже участников проекта "5-100": сегодня эта доля в медицинских вузах составляет 12,7%.
Увеличение иностранного контингента учащихся и усиление публикационной активности произошли по причине подстраивания многих российских вузов под существующие критерии глобальных рейтингов университетов. Данной тенденции нельзя дать однозначную оценку. С одной стороны, увеличение международной компоненты, безусловно, важно для обмена опытом и повышения престижа российской высшей школы за рубежом. Но с другой стороны, ограниченность критериев, по которым сейчас принято измерять степень интернационализации, таит в себе немалые риски для российских вузов. Так, в мае 2016 года на международном форуме IREG, самой влиятельной ассоциации составителей и потребителей рейтингов университетов, подходы к составлению глобальных рейтингов подверглись масштабной критике. В частности, в них учитывается мобильность студентов и преподавателей, но при этом не оцениваются ни качество образовательных программ, ни прочность международных связей с научными организациями и работодателями, ни карьерные перспективы студентов. А наиболее жесткая оценка, данная представителем European Association for International Education Маркусом Лайтиненом, сводилась к тому, что в наиболее известных рейтингах применяется "узкий и механистический подход" и что составители рейтингов "опираются на ограниченный и вводящий в заблуждение спектр данных". На фоне резкой критики нет никаких гарантий того, что критерии международных рейтингов будут оставаться неизменными. Кроме того, неизбежно появятся и новые глобальные рейтинги, в фокусе которых будут не уровень интернационализации, а результаты, свидетельствующие о высоком качестве образования.
Требования к качеству образовательных рейтингов растут, что обоснованно, учитывая то, что сегодня рейтинги университетов стали главным фактором, который влияет на выбор абитуриентов. Это выяснилось в ходе исследования среди 2,5 тыс. студентов первого курса МФТИ, РАНХиГС и НИУ МЭИ, проведенного весной 2016 года. Отвечая на вопрос: "Какие источники информации оказали влияние на вас при выборе учебного заведения для поступления", 63% респондентов указали вариант "рейтинги". Менее значимыми оказались варианты "знакомство с вузом при личном визите" (важно для 55% опрошенных), "информация от друзей и знакомых" (55%) и "информация от родственников" (54%). Наибольшим авторитетом для будущих студентов обладают национальные рейтинги - в первую очередь рейтинг вузов RAEX (Эксперт РА), за который проголосовали 39% респондентов, и национальный рейтинг университетов ИА "Интерфакс" (29%). Глобальные рейтинги имеют гораздо меньшую практическую ценность для абитуриентов: к примеру, THE и QS набрали по 12% голосов.
Рейтинги вузов RAEX (Эксперт РА) публикуются ежегодно, начиная с 2012 года. Цель составления - оценка способности вузов обеспечивать выпускникам высокое качество знаний, навыков и умений исходя из условий для их получения и результатов применения. Рейтинг учитывает как статистические показатели, так и результаты репутационных опросов работодателей, представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников.
Определение итогового балла происходит на базе анализа следующих факторов:
1. Условия для получения качественного образования в вузе (вес = 0,5).
2. Уровень востребованности работодателями выпускников вуза (вес = 0,3).
3. Уровень научно-исследовательской деятельности вуза (вес = 0,2).
Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) стало первой в России и четвертой в мире организацией, чьи рейтинги вузов успешно прошли международный аудит IREG Observatory - крупнейшей ассоциации составителей и потребителей образовательных рейтингов более чем из 20 стран. В 2016 году агентство получило право использовать знак "Одобрено IREG" (IREG Approved), подтверждающий, что методология рейтинга вузов России RAEX (Эксперт РА), процедуры его подготовки и представление результатов отвечают стандартам высокого качества.
Полная версия методики и рейтинговых таблиц размещена на сайте www.raexpert.ru.