01.06.2016 15:33
Культура

"АукцЫон" отправил своих слушателей "На Солнце"

Текст:  Виктория Гусева Шамиль Керашев
Новый альбом "АукцЫона" - это всего-то восемь композиций. "Всего-то", впрочем, - лишь по численности, но не по хронометражу. Самая короткая вещь тут длится шесть с лишним минут. Самая длинная - более десяти. Формат, конечно, совсем не для радио. Тем более песни "берут за жабры" далеко не сразу. Они неторопливо разгоняются, обрастают подробностями, набирают "мышечную массу".
Читать на сайте RG.RU
Первый сезон сериала "Винил" стал выдающимся событием в мире кино

"На Солнце" - та запись, понять которую можно, лишь прослушав целиком. Вероятно, сделать это придется не один раз. В музыке и текстах появилось что-то астрономическое. При этом - не разгаданное ни физиками, ни лириками. Еще один мотив - время (хотя на запись его ушло не так уж много: по половине суток на песню). Форме же свойствена переменчивость, не влияющая на узнаваемость и последовательность. Открывашка "Сынок" - нервное и дерганое, суетное - в хорошем смысле - начало. А дальше случаются заезды на территорию джаза, блюза, пост-панка.

Нельзя оставить без внимания и то, что на Леониде Федорове явно сказалась работа в совместном проекте с израильской командой "Крузенштерн и пароход". В 2013-м у них вышла пластинка "Быть везде" - практически джазкор с текстами постоянного "аукцЫоновского" автора Дмитрия Озерского. Тяжелее теперь стал и сам "Ы". Здесь довольно много жестких гитарных риффов и проигрышей в стиле Марка Рибо (с соратником Тома Уэйтса питерцы сочинили переломный для себя лонгплей "Девушки поют"). Но есть, разумеется, и классические для них духовые, и струнные, и клавишные.

Новый альбом ПиДжей Харви стал для нее шагом назад

Кому-то, пожалуй, вспомнятся еще и лучшие пластинки Федорова-Волкова со сложной, сюрреалистической полифонией. Из них в "На Солнце" перекочевало мрачноватое настроение: оно проявляется даже там, где речь идет о лирике. Правда, хватает и разухабистых мотивов, и обязательного - пусть и перешедшего "на темную сторону" - скоморошества. Да и улыбка с лица Федорова никуда не делась - сколько бы ни казалось, что он и его соратники ушли бесконечно далеко от иронии и дуракаваляния.

Что до стихов Озерского, то с ними фронтмену "АукцЫона", похоже, не менее комфортно, чем с текстами Введенского. Скорее всего, потому, что сам Озерский по уровню мастерства вплотную приблизился к своим вдохновителям-ОБЭРИУтам. Здесь он особенно лаконичен и особенно часто попадает в цель своими "лягушками", "стужей" и обжигающим солнцем, вынесенным в заголовок. И все же максимальный эффект дает совокупность слов с музыкой. Возьмите хотя бы "И день и ночь" - размеренное шаманское камлание с неожиданными скороговорными вкраплениями на повышенных тонах. Или "Пропал" - этакий аналог "цеппелиновского" "Кашмира" с психоделическими партиями тубы и саксофона.

Новый альбом Роба Зомби уступил предыдущему в "драйве"

Магия "АукцЫона" как группы еще и в том, что здешние номера вполне убедительно звучали бы и в акустике (любой желающий может убедиться в этом на сольном концерте Федорова), однако именно в коллективном исполнении они приобретают с десяток - по числу участников - измерений. И тут особенно хорошо слышно, насколько сильно на питерских кудесников повлияли их коллеги-любимцы - от того же Марка Рибо до каких-нибудь King Crimson (местами "На Солнце" - натуральный прогрессив-рок). Впрочем, о плагиате говорить не приходится. У Федорова и компании по сей день совершенно уникальное звучание и уникальный звук, близкий к концертному и в то же время - очень четкий и выстроенный с максимально возможным профессионализмом.

Все это, безусловно, - признак абсолютной самодостаточности. Кому-то она не нравится, но налицо факт: "АукцЫон" под началом "жильца вершин" Леонида Федорова вполне может позволить себе обойтись даже без Олега Гаркуши, не принимавшего участие в студийной работе. И завершить альбом спокойным и созерцательным - хотя и не без горечи - jazz-noir о том, как "мир тает" и "тонет". Сама-то заглавная "Ы" стала настолько заглавной, что тонуть или таять не собирается.

Рок