"На Солнце" - та запись, понять которую можно, лишь прослушав целиком. Вероятно, сделать это придется не один раз. В музыке и текстах появилось что-то астрономическое. При этом - не разгаданное ни физиками, ни лириками. Еще один мотив - время (хотя на запись его ушло не так уж много: по половине суток на песню). Форме же свойствена переменчивость, не влияющая на узнаваемость и последовательность. Открывашка "Сынок" - нервное и дерганое, суетное - в хорошем смысле - начало. А дальше случаются заезды на территорию джаза, блюза, пост-панка.
Нельзя оставить без внимания и то, что на Леониде Федорове явно сказалась работа в совместном проекте с израильской командой "Крузенштерн и пароход". В 2013-м у них вышла пластинка "Быть везде" - практически джазкор с текстами постоянного "аукцЫоновского" автора Дмитрия Озерского. Тяжелее теперь стал и сам "Ы". Здесь довольно много жестких гитарных риффов и проигрышей в стиле Марка Рибо (с соратником Тома Уэйтса питерцы сочинили переломный для себя лонгплей "Девушки поют"). Но есть, разумеется, и классические для них духовые, и струнные, и клавишные.
Кому-то, пожалуй, вспомнятся еще и лучшие пластинки Федорова-Волкова со сложной, сюрреалистической полифонией. Из них в "На Солнце" перекочевало мрачноватое настроение: оно проявляется даже там, где речь идет о лирике. Правда, хватает и разухабистых мотивов, и обязательного - пусть и перешедшего "на темную сторону" - скоморошества. Да и улыбка с лица Федорова никуда не делась - сколько бы ни казалось, что он и его соратники ушли бесконечно далеко от иронии и дуракаваляния.
Что до стихов Озерского, то с ними фронтмену "АукцЫона", похоже, не менее комфортно, чем с текстами Введенского. Скорее всего, потому, что сам Озерский по уровню мастерства вплотную приблизился к своим вдохновителям-ОБЭРИУтам. Здесь он особенно лаконичен и особенно часто попадает в цель своими "лягушками", "стужей" и обжигающим солнцем, вынесенным в заголовок. И все же максимальный эффект дает совокупность слов с музыкой. Возьмите хотя бы "И день и ночь" - размеренное шаманское камлание с неожиданными скороговорными вкраплениями на повышенных тонах. Или "Пропал" - этакий аналог "цеппелиновского" "Кашмира" с психоделическими партиями тубы и саксофона.
Магия "АукцЫона" как группы еще и в том, что здешние номера вполне убедительно звучали бы и в акустике (любой желающий может убедиться в этом на сольном концерте Федорова), однако именно в коллективном исполнении они приобретают с десяток - по числу участников - измерений. И тут особенно хорошо слышно, насколько сильно на питерских кудесников повлияли их коллеги-любимцы - от того же Марка Рибо до каких-нибудь King Crimson (местами "На Солнце" - натуральный прогрессив-рок). Впрочем, о плагиате говорить не приходится. У Федорова и компании по сей день совершенно уникальное звучание и уникальный звук, близкий к концертному и в то же время - очень четкий и выстроенный с максимально возможным профессионализмом.
Все это, безусловно, - признак абсолютной самодостаточности. Кому-то она не нравится, но налицо факт: "АукцЫон" под началом "жильца вершин" Леонида Федорова вполне может позволить себе обойтись даже без Олега Гаркуши, не принимавшего участие в студийной работе. И завершить альбом спокойным и созерцательным - хотя и не без горечи - jazz-noir о том, как "мир тает" и "тонет". Сама-то заглавная "Ы" стала настолько заглавной, что тонуть или таять не собирается.