02.06.2016 15:12
Экономика

В Сибири предложили ввести банки в схему долевого строительства

Текст:  Иван Сидоренко (Гендиректор строительной компании)
Российская газета - Экономика Сибири: №118 (6986)
На последнем заседании Госсовета РФ, посвященном вопросам развития строительного комплекса, обсуждалась идея создания в России государственного компенсационного фонда долевого строительства, объем которого составит 30-35 миллиардов рублей. Предполагается, что его средства будут на определенных условиях предоставляться для санации "проблемных" домов, не завершенных добросовестными застройщиками по объективным причинам.
Читать на сайте RG.RU

Эта инициатива пока вызывает множество вопросов. В том числе - почему государство должно достраивать жилье дольщиков за счет других граждан? За счет каких ресурсов будет формироваться этот фонд, и не обернется ли это очередным "побором" для предприятий строительной отрасли? Кто и как будет определять, насколько объективными были причины, не позволившие застройщику закончить объект? Список можно продолжать. Более того, в СМИ уже высказывается мнение о том, что от схемы долевого участия в строительстве пора бы отказаться в принципе - пусть строителей кредитует не население, а банки.

Я не сторонник такого подхода: запрет долевого строительства приведет к тому, что исчезнет множество компаний, у которых нет широких возможностей кредитоваться в банках, и, в конечном итоге, пострадает экономика страны. Однако я убежден, что схему долевого участия граждан в строительстве необходимо сделать более прозрачной и менее рискованной. Как именно?

Долевое строительство жилья отменят с 2020 года

Сейчас средствами дольщиков распоряжается застройщик. Дольщик - фактически такой же кредитор застройщика, как и банк, только без официального статуса и без тех возможностей, которые есть у банка. Не секрет, что нередко деньги дольщиков застройщик направляет на строительство другого объекта, а не того дома, возведение которого они "кредитуют", - именно это становится причиной появления "замороженных" объектов в 99 процентах случаев.

Дольщики не в состоянии контролировать, куда именно идут их средства, - у них для этого нет ни прав, ни знаний, ни инструментов. Поэтому я предлагаю ввести в эту схему третьего участника - банки. Пусть это будет двадцать или тридцать крупных банков, которых определят на федеральном уровне. Дольщики должны передавать им деньги, а банковские организации, оставляя себе за услуги минимальный (полтора-два) процент от суммы, расходовать эти средства только по целевым договорам, предоставляемых застройщиком. В этом случае деньги дольщиков будут тратиться только на возведение их дома и только по реальным договорам с подрядчиками или поставщиками материалов. Ведь, в отличие от дольщиков, банк - это профессиональная организация, которая имеет опыт и возможности для проверки тех или иных сделок. Риск того, что деньги уйдут "налево", будет сведен к минимуму.

Остаток средств, которые аккумулирует банк, необходимо передавать застройщику после сдачи дома в эксплуатацию. При этом желательно, чтобы банки несли ответственность перед дольщиками в том случае, если совершат неправомочный платеж. Это только усилит контроль банка за сделками, которые совершает застройщик, и, в конечном итоге, дольщики будут защищены от потерь.

Если эта схема будет проработана и принята на федеральном уровне, то, на мой взгляд, никаких дополнительных мер защиты прав дольщиков на государственном уровне не потребуется.

Банки Жилая недвижимость Новосибирск Сибирь