Сегодня одна из основных мировых тенденций развития пассажирской авиации - значительное увеличение объема перевозок: в прошлом году оно составило 6,5 процента. Опережающими темпами развивается сегмент лоукостеров. При этом в России растет пассажиропоток на местных авиарейсах, тогда как на чартерных и международных он снизился в 2015 году на тридцать-сорок и двадцать процентов соответственно.
- Рост объемов перевозок на внутренних рейсах на двенадцать-тринадцать процентов не компенсирует общее падение на международном рынке. Вызовы времени требуют принятия мер со стороны перевозчиков и регулятора в лице государства, - отметил заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов, выступая на пятом международном форуме "Транспорт Сибири" в Новосибирске.
Он сообщил, что на федеральном уровне принято решение о снижении для авиаперевозчиков, осуществляющих полеты внутри страны, ставки НДС - с восемнадцати до десяти процентов. По словам замминистра, это уже дало эффект - до десяти миллиардов рублей снижения финансовой нагрузки на перевозчиков.
Еще одно непростое решение, которое приняло правительство страны, касается программ субсидирования региональных перевозок.
- Удалось сохранить все программы примерно на прежнем уровне, - сообщил Валерий Окулов. - Так, в том же объеме осталась программа пассажирских перевозок с Дальнего Востока, немного - на двести миллионов рублей - увеличено финансирование развития туристических направлений. По заявкам Ростуризма мы сформировали сеть из девятнадцати маршрутов, которые будут субсидированы.
Существенные новации касаются приоритетов и возможностей субсидирования. Прежде всего, на субсидии могут рассчитывать "труднодоступные" направления. Приоритет №2 - перевозчики, которые на внутренних маршрутах эксплуатируют отечественную технику. Еще одно новшество связано с программой льготных авиаперевозок в Крым - ее временные рамки раздвинуты до 31 октября.
- Самое главное, мы сделали ее социальной: если в прошлом году действие программы распространялось на всех, поэтому льготы не получали единицы, то сейчас она ориентирована на молодежь в возрасте до 23 лет, пенсионеров и инвалидов первой и второй групп, - пояснил Валерий Окулов.
Что касается Сибири, то, как сообщил исполняющий обязанности начальника Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации Вячеслав Сороговец, в СФО коммерческим перевозками занимаются 38 авиакомпаний, эксплуатирующих 450 воздушных судов. В прошлом году их услугами воспользовалось семнадцать миллионов пассажиров.
- Авиакомпании переориентировались на внутренний рынок. Раньше, чтобы попасть из Читы в Новосибирск, надо было сделать посадку в Екатеринбурге, сейчас есть прямой рейс "Чита - Новосибирск", - привел пример Сороговец.
Он убежден, что программа субсидирования внутренних перевозок оказала значительную поддержку региональной авиации: в 2015 году на эти цели направлено 1,78 миллиарда рублей, приобрести льготные авиабилеты смогли 204 тысячи пассажиров. В 2014-м эти показатели были примерно в два раза меньше: 880 миллиардов рублей и 121 тысяча пассажиров.
По мнению генерального директора новосибирского международного аэропорта Толмачево, сопредседателя экспертной группы по развитию авиации в СФО Евгения Янкилевича, увеличение разрешенной протяженности субсидируемых маршрутов с 1 200 до 1 800 километров позволило бы более динамично развивать рынок региональных авиаперевозок в Сибири. Он также предложил поэтапно сокращать объемы субсидирования маршрутов, на которых пассажиропоток превысил установленные показатели, но спрос оказался недостаточно стабильным для перехода к выполнению рейсов только на коммерческой основе.
Эксперты обращают внимание на еще одну проблему - морально устаревшую технику, которая находится на службе у региональных авиакомпаний.
- Тип эксплуатируемых воздушных судов тормозит развитие. Мы летаем на Ан-24, возраст которых - тридцать лет, - отметил Вячеслав Сороговец.
В свою очередь, Валерий Окулов уверен, что нынешняя ситуация благоприятна для отечественных авиапроизводителей: спрос на технику превышает предложение.
- Авиакомпании заинтересованы в том, чтобы появился еще один игрок с доступной продукцией. Такой может стать цельнокомпозитный самолет ТВС-2МС, который готовятся выпускать в Иркутской области, - подчеркнул замминистра.
Как рассказал ведущий инженер Сибирского научно-исследовательского института авиации имени С. А. Чаплыгина (СибНИА) Сергей Иванцов, серийный выпуск легкого самолета ТВС-2МС, который заменит знаменитый Ан-2 ("Кукурузник"), планируется начать в 2017 году. В конце 2016-го будет подготовлен демонстратор с цельнокомпозитным фюзеляжем.
- В конструкцию самолета внесены радикальные изменения. От эксплуатантов мы получаем положительные отзывы, дорабатываем модель, можно сказать, в режиме онлайн, - сообщил Сергей Иванцов.
Кроме того, в СибНИА готовят прототип нового самолета, который придет на смену "рабочей лошадке" Як-40.
- Работа над новым вариантом Ан-2 началась в 2011 году по инициативе руководства СибНИА имени Чаплыгина. Мы понимали, что необходимо решать проблемы транспортной доступности регионов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. На проектирование нового самолета и запуск его в производство потребовалось бы не менее восьми лет. Программа ремоторизации советского самолета была принята как временный вариант, учитывая, что у Ан-2 хороший потенциал, большой ресурс. Сейчас работы ведутся уже при поддержке государства, - рассказал Сергей Иванцов.
Валерий Окулов, заместитель министра транспорта РФ:
- Аэропорты по определению являются естественной монополией, и зачастую это положение некоторые из них недобросовестно используют, значительно повышая цены на свои услуги. Но ситуация потихоньку начинает исправляться. Когда значительно уменьшился пассажиропоток во Внуково, упали объемы транзитных перевозок, стала сокращаться маршрутная сеть, руководство аэропорта приняло ряд решений. Во-первых, значительно сократило сборы, во-вторых, приняло мотивационную программу привлечения перевозчиков. Именно поэтому авиакомпания "Победа" сегодня базируется во Внуково. Видя это, руководство Пулково также разрабатывает мотивационную программу, чтобы привлечь перевозчиков. Кроме того, правительство Санкт-Петербурга готово софинансировать эту программу, чтобы уменьшить регулируемые тарифы до уровня минус три-пять процентов от сборов во Внуково. Начинается реальная конкуренция между аэропортами и борьба за перевозчиков. Такие же меры предпринимает аэропорт Ростова. Подобная практика довольно широко распространена. Считаю это хорошим примером для других российских аэропортов.