02.06.2016 12:57
Авто

В Краснодаре женщина 20 часов провела в машине на штрафстоянке

На Кубани обострилось противостояние водителей и эвакуаторщиков
Текст:  Татьяна Павловская (Краснодарский край)
Российская газета - Неделя - Кубань-Кавказ: №119 (6987)
Адвокат из столицы края Людмила Александрова объявила сухую голодовку в знак протеста против эвакуации ее автомобиля на штрафстоянку. 20 часов женщина провела без пищи и воды, отказавшись платить "за услугу, которую она не заказывала".
Читать на сайте RG.RU

Ловушка для авто

В Краснодаре организованы четыре штрафные стоянки, на которые эвакуаторы доставляют автомобили, припаркованные с нарушением ПДД. Одна из них находится под мостом на улице имени Суворова. Именно сюда эвакуатор доставил "Опель" Александровой. По словам женщины, свою иномарку она оставила на платной парковке в положенном для обычных граждан месте, а несколько мест для инвалидов находились рядом. Но через час адвокат родного авто не обнаружила.

- В ГИБДД по телефону узнала, что машину забрали на стоянку, принадлежащую муниципальному предприятию, - рассказала Александрова корреспонденту "РГ". - Здешний сотрудник предъявил постановление о возбуждении административного производства, но я отказалась его подписывать, поскольку ничего не нарушала.

За какие нарушения правил парковки автомобиль отправят на штрафстоянку

Сначала Людмила пыталась убедить своих оппонентов в незаконности их действий. "Эвакуация автомобиля - это услуга. Поскольку я ее не заказывала, то имею право за нее не платить", - уверена Александрова. Ее слушали, но не слышали. Тогда адвокат объявила, что начинает сухую голодовку, и вызвала полицию.

- Меня уговаривали заплатить две тысячи: мол, небольшие деньги. Но почему я должна платить, если ничего не нарушала? - удивляется адвокат. - Это была принципиальная позиция: если я, юрист, не могу защитить свои права, что говорить об остальных автовладельцах?!

В общей сложности Александрова провела на стоянке 20 часов без воды и пищи. Когда стало плохо с сердцем, вызвала "скорую". Рассказывает, что ночью, когда штрафстоянку закрыли, автомобиль вместе с хозяйкой пытались перевезти в другое место, но после ее звонка в полицию эвакуатор спешно ретировался. Утром написала на листке бумаги фразу: "Без воды и пищи почти сутки" и вывесила импровизированный плакат на лобовое стекло своего авто. После этого подошел работник штрафстоянки, уже из другой смены, и вручил ей квитанцию. Сказал, что они сами оплатили услугу эвакуатора, поскольку без этого выезд запрещен. Вырвавшись из вынужденного плена, Людмила подала заявление в Генпрокуратуру, органы прокуратуры края и города с требованием проверить деятельность МУПа и законность его действий.

Мониторинг нон-стоп

Адвокатский протест заставил активистов Общероссийского народного фронта в Краснодарском крае возобновить запущенный в начале года мониторинг ситуации, связанной с эвакуацией машин.

- Мы проводили несколько рейдов по аналогичным жалобам, - пояснил председатель краевого отделения Всероссийского общества автомобилистов, член ОНФ Владимир Коробчак. - Если раньше они действительно носили массовый характер, то после того, как законодатель разъяснил: если хозяин машины успел вернуться к месту стоянки до того, как эвакуатор начал движение, автомобиль немедленно возвращается нарушителю, поток жалоб практически прекратился. В данном случае настораживает то, что заявитель является юристом. Невозможно списать ее заявление на простое незнание правил. Поэтому было решено возобновить мониторинг и разобраться с аналогичными случаями. С пометкой "Эвакуатор угнал мое авто" жители края могут присылать свои жалобы на электронную почту 23region@onf.ru.

Кстати, весьма действенным методом борьбы с произволом стали соцсети. Вот один из комментариев, оставленных свидетелем дорожного инцидента, случившегося в центре столицы Кубани на пересечении улиц Рашпилевской и Хакурате:

Женщина провела в машине на стоянке 20 часов без воды и пищи. Когда стало плохо с сердцем, вызвала "скорую"

"...По обе стороны там стояли автомобили, некоторые были припаркованы с нарушениями ПДД (правые колеса авто находились на тротуаре). И вот, как черти из-под земли, появляются эвакуаторы (видно, уже заранее знали, куда надо ехать) и прямиком направляются к автомобилям с колесами на тротуаре. Их водители не просто вышли - вылетели из кабин, развернули стрелу, прикрепили лебедки к колесам и моментально погрузили авто на кузов, причем все это происходило без участия полицейских. Понятно, автомобили перед загрузкой не опечатывались, опись внешнего состояния не проводилась. Торопились, чтобы из-за угла не появился хозяин и не обломал заработок..."

Похоже, жалобы автомобилистов, отказывающихся немедленно оплачивать навязанную им услугу по эвакуации, были услышаны: с первого сентября начнет действовать норма, согласно которой оплатить услуги эвакуатора можно будет в течение 60 дней, а обжаловать решение инспектора ДПС - в течение 10 дней. Соответствующие поправки в законодательство депутаты Госдумы приняли 20 мая.

Эвакуаторы дисциплинируют?

Столица Кубани занимает первое место в России по числу автомобилей на душу населения (на 1000 жителей - 437 авто). В Краснодаре сейчас зарегистрировано 440 тысяч транспортных средств, кроме того, в город ежедневно въезжает 150 тысяч автомобилей.

- В Краснодаре 47 тысяч парковочных мест (17 процентов - платные парковки), но их не хватает, особенно в центре, отсюда и проблемы, - говорит заместитель директора департамента транспорта, организации дорожного движения и охраны окружающей среды администрации города Владимир Архипов. - Раньше бросали машины на тротуарах, на автобусных остановках, по улицам из-за припаркованных по обеим сторонам автомобилей поток транспорта двигался со скоростью черепахи. И лишь внедрение службы эвакуации переломило ситуацию. По такому пути пошла Европа, Москва, Санкт-Петербург, другие крупные российские города, где с появлением на улицах эвакуаторов водители стали более дисциплинированными.

Информация о "проштрафившихся" авто тут же попадает в муниципальный центр мониторинга окружающей среды и транспорта, который возглавляет Анатолий Панин.

- В городе работает 36 эвакуаторов, - поясняет он. Два оператора 24 часа в сутки принимают заявки, куда послать эвакуатор. Затем сообщают, по какому адресу отвезли автомобиль. Информация выставляется мгновенно на нашем сайте. В среднем ежедневно на штрафстоянки попадает до 200 машин. Как правило, одного раза водителю хватает, чтобы больше не бросать машину в неположенном месте. Если нет - пусть платят, иначе порядок никогда не наведем.

За нарушения правил эвакуации виновники заплатят втройне

...Еду на штрафстоянку на улице Суворова, где недавно голодала юрист Александрова.

- У нас есть видео, подтверждающее, что женщина оставила машину в зоне действия знака "только для транспортных средств инвалидов", - говорит директор муниципального предприятия "Краснодар-ГорТранс" Александр Грачев. - Поэтому мы эвакуировали ее на законных основаниях. И оплату требовали в полном соответствии с действующими на данный момент нормативами. Изменят их - поменяются и наши требования. Кто конкретно за нее заплатил, не знаю. Слышал, что сотрудники пожалели женщину, внесли за нее деньги в кассу, а ей отдали квитанцию, чтобы смогла выехать. Кстати, видео, зафиксировавшее нарушение, ей показывали, однако она и после этого платить отказалась.

Впрочем, адвокат утверждает, что это - грубый монтаж. Так это или нет, выяснится после прокурорской проверки.

Мнение

Ирина Горбачева, заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края:

- Действительно, эвакуация - это вид деятельности, предполагающий извлечение доходов, причем никакого разрешения на занятие этой деятельностью не выдается. А вот договоры на право пользоваться специализированной стоянкой в соответствии с представленными документами заключает наше министерство. Таких договоров заключено около сотни, в основном с предприятиями, работающими в крупных городах - Краснодаре, Сочи, Новороссийске, Анапе, Геленджике и Туапсе. Причем решение о принудительной транспортировке автомобиля принимает не водитель эвакуатора и не его руководитель, а инспектор ДПС на основании составленного протокола о нарушении ПДД. Если у нас возникают претензии к владельцам эвакуаторов, обращаемся в суд с требованием об аннулировании заключенных договоров. Сейчас с таким иском вышли к фирме из Новороссийска.

Кстати

В Краснодаре владельцы задержанных машин могут получить актуальную информацию о месте хранения своего транспорта различными способами:

- на официальном сайте администрации муниципального образования город Краснодар в специальном разделе, посвященном эвакуации транспорта (https://www.krd.ru/gorozhanam/evakuatsiya-avtotransporta/);

- по номеру телефона горячей линии диспетчерского центра (861) 218-91-21;

- с помощью мобильного приложения "Краснодар", которое можно скачать на смартфон с Google Play и App Store.

Легковые авто Краснодарский край Кубань. Северный Кавказ