О том, как эта система работает, "РГ" на XVI Всероссийском Конгрессе нутрициологов и диетологов рассказал замдиректора "ФИЦ питания и биотехнологии", заведующий лабораторией пищевой токсикологии Сергей Хотимченко:
- 20 лет назад мы совместно с Роспотребнадзором начали формировать систему мониторинга безопасности пищевых продуктов. С научной точки зрения надо было понять, что искать, где, какие методы необходимо разрабатывать. Ведь какие-то загрязнители можно отследить элементарными методами, какие-то - более сложными, а третьи исследования требуют высокоточного оборудования. Сейчас эта система создана, плотность контроля у нас в стране невероятная.
Большое количество исследований позволяет получать большой массив научных данных, на основании которых можно прогнозировать риски развития различных заболеваний. Ранее система просто выявляла плохие продукты, отсекала их, а те, что проходили по нормам, допускала. Сейчас мы соотносим данные по уровню загрязнения пищи со структурой питания населения, и можем точно понять, сколько люди получат того же свинца с учетом даже допустимых норм концентрации в отдельных продуктах. При этом в сумме норма накопления может быть превышена.
В целом наша система контроля более жесткая, чем в других странах. К примеру, при вступлении в ВТО мы подготовили научные обоснования по допустимым нормам рактопамина (вещество, используемое в качестве кормовой добавки для увеличения мышечной массы у свиней и крупного рогатого скота) с точки зрения оценки рисков. Мы его у себя не используем, продукция, которая его содержит, к нам поступать в идеале не должна. Дело в том, что он может воздействовать на сердечнососудистую систему. Его остатки из мяса попадают в организм человека, и если есть гипертония, нарушение ритма сердца, эти недуги могут обостриться.
Очень большая проблема сейчас - использование антибиотиков в животноводстве. Их частое потребление с мясом вызывает привыкание организма, и когда человеку потребуется реальная помощь при простудном заболевании, таблетки на него не подействуют. Мы практически гармонизировали наши нормы с международными, за исключением тетрациклиновой группы, у нас по ней более жесткие требования. К слову, своим научным обоснованием мы инициировали обсуждение этой проблемы на международном уровне.