По словам замминистра, сейчас ведомство начинает по "второму кругу" работать с предпринимателями, которые получили господдержку, но себестоимость их продукции растет, что отражается на ценах.
Есть и другая проблема. "Некоторые предприниматели, желая успеть за господдержкой, построили новые теплицы, животноводческие комплексы без учета необходимой инфраструктуры - складов, цехов переработки, что называется, поближе к дому. И просчитались", - пояснил Громыко. Ставку надо делать на типовое проектирование, обжитые производственные площадки с избыточными энергомощностями, подъездными путями. Таких площадок в России "сотни тысяч", они есть в моногородах, на заброшенных предприятиях, уточнил Громыко. И их надо задействовать. А вот любой ценой выращивать или производить сельхозпродукцию не нужно. Сегодня же накладные расходы занимают в отечественных продуктах питания 20 процентов вместо 3-5, которые заложены в импортной еде. Громыко сообщил, что господдержку в этом году получат овощехранилища и оптовые распределительные центры.
Заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов постарался защитить производителей, мол, многие воспользовались шансом, производят хорошие продукты. Но сбывать их приходится с трудом, особенно малым сельхозпроизводителям. "Наша задача - создать в стране такие условия, чтобы фермер или огородник, вырастивший картошку, при желании мог продать каждое ведро, то есть найти место сбыта". А таким удобным местом сбыта могут стать многочисленные магазины "на колесах", причем для торговли можно привлечь до 50 тысяч новых специализированных автомобилей. Цены на продукты в таком формате на 10-20 процентов ниже, чем в самых популярных магазинах.
Гуманные цены - дело правильное. Главное, чтобы не в ущерб качеству. А здесь есть проблемы. Глава Роскачества Максим Протасов уточнил самые "болевые" точки отечественного рынка еды. Во время лабораторных исследований, к примеру, эксперты находят в рыбе патогенные микробы, в красной икре - кишечную палочку. "Это просто кто-то не помыл руки", - комментирует Протасов.
Нарушение условий хранения - тоже проблема. Например, лосося или красную икру надо хранить строго при определенной температуре. Но производители и торговцы не могут договориться, и в итоге требования не выдерживаются. Третья проблема - мошенничество и обман при получении сертификатов. Документы, по словам Протасова, выдаются на заведомо некачественную продукцию, нет методик оценки важных (например для майонеза) показателей качества.
Глава Союза потребителей России Петр Шелищ предложил называть "вещи своими именами" и разобраться с качеством информации на упаковках. С таким предложением он обратился к минпромторгу. Например, разобраться с непонятной для массового потребителя аббревиатурой "ТУ" с длинным номером.
ТУ на самом деле - это технические условия, которые самостоятельно придумывает изготовитель, то есть изменяет (по отношению в ГОСТу) вкус продукции, ее внешний вид с помощью дополнительных ингредиентов, добавок, примесей. Однако, покупая товары под "грифом" ТУ, люди покупают "кота в мешке". Они лишены сведений о том, какие же свойства продуктов улучшил производитель, зачем это сделал, безопасно ли для здоровья и как это отразилось на соотношении качества и цены.
То есть формально к производителю вроде бы не придраться - произвел консервы по своим ТУ. Но часто за этим скрываются хитрости для выпуска дешевой тушенки низкого качества. По словам Шелища, и названия многих продуктов не соответствуют реальности. Он привел в пример сливочно-растительное масло с массовой долей жира в 39,9. "Его вообще нельзя называть маслом", - сказал Шелищ.
Заместитель председателя комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию агропромышленного комплекса Павел Грудинин предложил в ответ за несоблюдение рецептур и другие хитрости изготовителей и торговцев наказывать их, как за продажу краденого.