Путь от лакомства к пресыщению и гибели выглядел очень натуралистично - как, впрочем, и вдохновившие режиссера картины Босха. Стол на сцене ломился от яств, танцоры снимали их и себя на портативную камеру, изображение тут же транслировалось на большой экран. Многократное увеличение позволяло увидеть в клубнике и капусте диковинные пейзажи. Часть фруктов и овощей оказалась порченой - созерцание "леса" плесени входило в замысел постановщиков из австрийской компании Liquid Loft.
- В Воронеже мы показали часть большого проекта "Идеальный сад", который мы реализуем уже несколько лет. Исследуем идею рая - человек ведь пытается создать его на земле на протяжении веков, и этот мотив постоянно проявляется в искусстве, - пояснил худрук и хореограф Liquid Loft Крис Харинг. - Однажды мы провели небольшой опрос: что такое рай для наших современников. Одни понимают его в религиозном ключе, другие в философском. Кто-то высказывал безумные футуристические идеи… Конкретные представления меняются в зависимости от эпохи, но концепт остается: рай это то, что дает человеку надежду жить дальше.
Желая познать блаженство на земле, люди "подминают" под себя природу, вторгаются в космос и пожинают плоды своей дерзости в виде различных катаклизмов, добавил драматург и сценограф Томас Елинек. По его словам, в рамках проекта компания строит "идеальные сады" (очаги "искусственного рая") в разных городах. Так, в Зальцбурге люди могли прогуляться среди деревьев из лапши и чечевицы, рассмотреть скульптуры из пены и туалетной бумаги…
- Наш художник Мишель Блейзи работает с органическим материалом, который неизбежно приходит к разложению. И это естественно. Как говорится, memento mori, - рассказал Елинек. - Теперь мы воссоздали свой "искусственный рай" в миниатюре, в масштабе стола и глубокой тарелки.
Спектакль родился под впечатлением от триптиха Иеронима Босха "Сад земных наслаждений", где за картинами Эдема следует подобное изображение плотских утех и, наконец, адские муки как расплата за сладострастие. Другим источником вдохновения был сюрреалистический роман Рэймона Русселя Locus solus (1913), ставший явлением в массовой культуре ХХ века.
Обычно съедобный реквизит Liquid Loft выращивает прямо в репетиционном зале.
- Там у нас специальный ультрафиолетовый свет, как в теплице, растет картошка и другие овощи, летом куча комаров и мошек. Что-то начинает отмирать, червячки заводятся… Терпим, а что делать - это аллегория жизни после смерти, - сообщил Харинг. - Со всем этим великолепием и ездим на гастроли. Правда, в Россию привезти нашу порченую еду было бы затруднительно, так что мы попросили организаторов фестиваля заранее купить фрукты и овощи, чтобы те успели подгнить.
На барочном ужине артисты набивают рты целый час, словно решив "попробовать в этой жизни все". Но главное в спектакле - все же хореография, подчеркнул Харинг:
- В компании работают люди разных национальностей, и пластический рисунок имитирует их речь. Если вы сравните, как движутся шведские, китайские, итальянские и русские танцоры, вы увидите отличия по всем основным параметрам. Мы записываем на аудио и видео бытовые разговоры артистов и потом просим их воспроизвести то же самое в движениях. Интересно получается, когда русские импровизируют под итальянскую речь, и наоборот. Или мужчины под болтовню женщин. Язык тела сразу меняется. Причем для нас важно, чтобы в танце сохранялись речевые помарки, словесный "мусор", случайные интонации, которые проявляются в спонтанной беседе и создают уникальный образ человека, характеризуют его личность.