09.06.2016 19:38
Культура

Кшиштоф Пендерецкий привез в Москву "Страсти по Луке"

Польский композитор приехал на российскую премьеру своей оратории
Текст:  Ариадна Рокоссовская
Российская газета - Федеральный выпуск: №127 (6995)
Всемирно известный польский композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий приехал в Москву на премьеру своего инструментально-хорового сочинения "Страсти по Луке" в московском театре "Новая опера".
Читать на сайте RG.RU
Московская премьера произведения Кшиштофа Пендерецкого "Страсти по Луке"

Российская премьера одного из кульминационных сочинений Пендерецкого состоялась спустя 50 лет после ее первого исполнения в кафедральном соборе немецкого города Мюнстер, имевшего колоссальный успех. Это сочинение для хора и оркестра - уникальная попытка обратиться к архаичному жанру пассионов, и Пендерецкий стал первым после Иоганна Себастьяна Баха композитором, отважившимся на этот шаг. Но, будучи современным композитором, он адаптировал свое сочинение для нашего времени и в отношении идеи, и с точки зрения музыкальных средств. Сочинение, которое Пендерецкий посвятил своей жене Эльжбете, предназначено для трех солистов - сопрано, баритона и баса, чтеца, трех хоров, детского хора и оркестра. Композитор использовал латинский текст Евангелия от Луки со вставками из гимнов для Великого поста и тренов. "Страсти по Луке" Пендерецкого состоят из 24 эпизодов и длятся около 80 минут.

В Москве прошел просветительский абонемент Владимира Юровского

Для Пендерецкого, воспитывавшегося в религиозной католической семье, было крайне важно, что он представил "Страсти по Луке" в год тысячелетия крещения Польши. В своем интервью "РГ" он рассказывал, что был единственным в социалистической Польше композитором, писавшим духовную музыку. "Уже в 50-е годы я написал "Псалмы Давида", но в Польше это не играли. Впрочем, тогда не играли и духовную музыку Баха, ну, только если с немецким текстом, который большинство поляков не понимало", - вспоминал он.

На пресс-конференции, предшествовавшей премьере в Новой Опере директор театра Дмитрий Сибирцев рассказал, что о постановке он договорился при личной встрече с композитором в январе текущего года. За довольно короткое время музыкальному коллективу театра удалось поставить это сложнейшее произведение. Дирижер Ян Латам-Кениг признался, что музыкантам было очень трудно. "Для нас это огромная работа. Обычно мы в театре не берем такую музыку, у нас другой репертуар. У нас только один раз был подобный опыт, но с музыкой Баха. Это были "Страсти по Матфею". Для нас эта работа с сочинением "Страсти по Луке" была очень важной, но все, что мы должны были сделать - только показать гений композитора", - пояснил дирижер.

Сам Пендерецкий не скрывал своей радости от того, что он приехал в Москву. Композитор рассказал журналистам, что в те времена, когда его сочинение впервые звучало в Мюнстере, невозможно было представить себе, что когда-нибудь его будет слушать московская публика. "Кто-то рассказывал мне, что в конце 60-х годов в Советский Союз приезжал оркестр из Польши и исполнял "Страсти по Луке", но я ничего об этом не слышал. Так что я очень рад, что оно наконец-то поставлено в России. Я присутствовал на генеральной репетиции и должен сказать, что это прекрасное, драматическое исполнение - как раз такое, какое мне нравится".

Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"

Классика Москва Столица