- Удалось собрать почти 120 платков из натурального шелка, шерсти, льна и хлопка. Они вышиты вручную шелковыми, золотыми или серебряными нитями карачаевскими мастерицами, - говорит директор Народного музея культуры и истории карачаевского народа Сослан Джанибеков.
Многим экспонатам больше века, а есть экземпляры, возраст которых превышает 150 лет. Все передаются в семьях из поколения в поколение.
- Тут есть и на праздник, и на каждый день. А еще - специальные платки, которыми в старину покрывали голову невесты, вводя ее в дом жениха. Красивые изделия из тонкой шерсти обычно носили молодые женщины, а теплые и очень легкие пуховые платки - те, кто постарше, - пояснил организатор выставки.
Раньше у каждой карачаевской женщины в зависимости от благосостояния было несколько платков. По словам хранительницы национальных костюмов Айшат Джанибековой, они носились в виде шали, заменяли пальто или повязывались вместо пояса. Больше всего ценились чилле джаулук - шелковые и расшитые кистями и узорами из шелковых нитей. Особенно престижным считалось, если у девушки повязан платок белого цвета, а у женщины среднего возраста - черный. Полностью расшитый шелковой вышивкой чилле джаулук назывался сау чилле джаулук. Он стоил невероятно дорого, иногда цена могла доходить до стоимости нескольких коров.
Помимо шелковых и кашемировых платков в Карачае были популярны пледы - керпе джаулук. По шкале престижности самым ценным считался зеленый или бордовый плед, поверхность которого с двух сторон была покрыта завитками длинного ворса. Если у карачаевской женщины в гардеробе имелся хотя бы один такой плед-платок, она считалась богатой.
- Особую красоту ручным изделиям всегда придавали длинные кисти, напоминающие гриву скакуна. Такие платки в давние времена были настоящим богатством и давались девушкам в приданое, - отметил Джанибеков.
Если по разновидности платка можно было узнать социальный статус женщины, то по способу его ношения определялся возраст. Молодые девушки и женщины оба конца платка откидывали назад за плечи, пожилые же забрасывали назад только один конец, а другим покрывали голову. Исключения составляли шарф джаулук и чилле джаулук, которые девушки повязывали, один конец платка оставляя спереди, а второй откидывая назад.
Гости выставки с удовольствием рассматривали причудливые узоры платков, где в ярких цветочных композициях виднелись диковинные птицы и красивые пейзажи горного Учкуланского ущелья.
- Надо возродить былую культуру народа, чтобы молодежь знала, как жили наши бабушки, матери, какие они платки носили, - считает Джанибеков. - Сейчас, если смотреть на группу девушек или молодых женщин, из десяти только одна в платке, остальные без них. Почему нельзя эти прекрасные платки носить хотя бы в праздничные дни? Для этого мы и организовали эту выставку. Современные красавицы с удовольствием надели национальные карачаевские платки.