В Северной Америке и Западной Европе Японию часто упрекают в неспособности избавиться от таких "феодальных пережитков", как система пожизненного найма, зарплата исключительно за стаж, склонность ставить групповые интересы выше личной выгоды. А это, мол, несовместимо с доминирующим на Западе культом индивидуализма.
С другой стороны, местные предприниматели опасаются, что "лица неяпонской национальности" не впишутся в патриархальную систему деловых отношений, сложившуюся в Стране восходящего солнца со времен трехвековой принудительной изоляции эпохи Токугава. (До 1868 года японцам триста лет было строго запрещено посещать другие страны азиатского континента и даже строить корабли, способные совершать такое плавание.)
Недоверие зарубежным вузам
Как ни странно, даже к соотечественникам, окончившим зарубежные вузы, японские наниматели относятся с недоверием. Дескать, неизвестно, как и чему там их учат. В Стране восходящего солнца ценится не зарубежный, а отечественный диплом.
Помню, в 60-х годах я нанял в корпункт "Правды" переводчика-японца, окончившего наш университет Лумумбы. Вернувшись в Токио после учебы в Москве, он несколько лет не мог найти работу, хотя множество японских фирм активно вели дела с Советским Союзом, и русист был вроде бы всем очень нужен. Характерна склонность японских туристов путешествовать за рубежом "повзводно", день за днем следуя тесной толпой за экскурсоводом.
Цитата из сказки Андерсена
Мы с детства помним начало сказки Андерсена "Соловей": "В Китае все жители китайцы, и даже сам император китаец". Самая многонаселенная страна мира действительно очень однородна. 90% ее жителей составляют ханьцы (то есть этнические китайцы). Но и те десять процентов, что остаются на долю монголов, уйгуров, тибетцев и других национальных меньшинств, насчитывают 130 млн. человек, то есть цифру, приближающуюся к населению Японии.
Так что слова великого сказочника больше относятся не к Поднебесной, а к соседке - Стране восходящего солнца. Лица неяпонской национальности составляют там менее одного процента населения. На 127 млн. жителей их наберется чуть больше миллиона.
Единственное национальное меньшинство образует 700 тыс. корейцев. В годы Второй мировой войны жителей японских колоний (одной из которой была Корея) не брали в императорскую армию. Их отправляли вместе с семьями трудиться на военные заводы в метрополии. Потомки этих мобилизованных до сих пор так и живут на японской земле, лишенные многих политических прав, как русскоязычные граждане современной Латвии. Впрочем, Япония уникальна не только своей этнической монолитностью, но и упрямым нежеланием привлекать более дешевую вспомогательную рабочую силу из-за рубежа. Повторяю, что это единственная из развитых стран "Большой восьмерки", которая избегает использовать гастарбайтеров для выполнения непрестижной, а проще говоря "грязной работы" - всего того, что делают алжирцы во Франции, турки в Германии, индийцы в Англии.
Самая дорогая страна
За такую "этническую стерильность" приходится дорого платить. Из-за нее Япония стала самой дорогой страной в мире. Ведь труд мусорщиков, уборщиц, землекопов, санитарок оплачивается по местным ставкам. А зарплата штатного работника по найму превышает две тысячи долларов.
Работая полгода по приглашению японского правительства в Токио над новыми главами "Ветки сакуры", я завидовал японским студентам. В газетах ежедневно полно приглашений посидеть вечер с детьми за 200 долларов. Получить такой гонорар в Москве за двухчасовую лекцию в 90-е годы было редкой удачей.
"Жрицы любви" под видом абитуриентов
Филиппинские няни, популярные в других странах Азии, в Японии пока еще редкость. А вот труженицы секс-индустрии, на которых всегда есть спрос, чаще всего въезжают по визам для будущих студентов и используют вузовские общежития, дабы сокращать непомерные в этой стране расходы на жилье. С просроченными документами абитуриентов ежегодно депортируют тысячи девушек.
А всего за нарушение правил иммиграционного контроля и незаконную трудовую деятельность в Японии ежегодно выселяют десятки тысяч человек. Самую большую группу среди них составляют китайцы. Япония даже в условиях глобализации сохраняет настороженное отношение к чужеземцам. Отчасти она, возможно, унаследовала это от принудительного трехвекового затворничества. Но, кроме того, настороженность к иностранцам объясняется тем, что японцы очень церемонные люди. Они придают огромное значение соблюдению норм поведения. И поэтому боятся быть в окружении людей, живущих по иным, неведомым для них правилам.
И так Япония даже в условиях глобализации остается страной без гастарбайтеров. То есть страной, где поистине "все жители - японцы и даже сам император - японец".