Эту историю рассказал на заседании общественного совета при уполномоченном по защите прав предпринимателей в Курганской области директор местного мясокомбината Александр Засыпкин. По его словам, летом 2014-го во время плановой проверки инспектор регионального Росприроднадзора обнаружил на площадке следы мазута - пятно размером 250 квадратных метров. Руководитель пытался объяснить, что они к загрязнению не имеют никакого отношения: комбинат уже десять лет работает на газе. Возможно, это следы предприятия-предшественника. Его бывшие работники вспомнили, как в 1986 году на участке разлили цистерну с мазутом, загрязнение тогда оперативно устранили, засыпали сорбентом.
- Инспектор нас убедил: если заплатим административный штраф и ликвидируем последствия загрязнения, то никаких санкций больше не последует, - говорит Александр Засыпкин. - Мы подписали акт, уплатили 40 тысяч рублей штрафа и еще до окончания срока предписания очистили территорию.
Как утверждает глава предприятия, с загрязненного участка убрали почти метр земли и на полметра засыпали его песком. Фирма, специализирующаяся на утилизации отходов нефтепереработки, вывезла 250 кубометров грунта. На все этапы, начиная с проекта, потратили почти 1,4 миллиона рублей. Однако впоследствии надзорное ведомство направило в арбитражный суд иск на 661,5 тысячи рублей о возмещении экологического вреда, нанесенного… плодородной почве.
Разбирательства идут с переменным успехом уже два года, однако суть не в том, кто выйдет из этой битвы победителем. Как отметил региональный бизнес-омбудсмен Игорь Клепинин, комбинат в данном случае стал заложником ситуации. Если пройти по другим старым промплощадкам, то следы мазута и других загрязнений наверняка найдутся везде. Взять, к примеру, бывший завод колесных тягачей: насколько известно, после его ликвидации санацию территории и экологический аудит никто не проводил. Между тем освободившиеся площади сейчас активно осваивает бизнес, открывая на них новые производства. Выходит, предприниматели здорово рискуют. По мнению Игоря Клепинина, чтобы исключить подобные риски, нужна областная программа ликвидации таких загрязнений.
Руководитель управления Росприроднадзора по Курганской области Сергей Воробьев считает, что предприятию, если оно не загрязняло почву, не следовало признавать свою вину и платить административный штраф. Да и свою непричастность к нефтяному пятну следует еще доказать. Для этого существует акт выбора земельного участка: если бы в этом документе было указано, что 250 квадратов участка загрязнены, комбинат мог бы от них отказаться. Но и с этим не все просто: раньше материалы предварительного согласования земельного участка проходили государственную экологическую экспертизу: давалась оценка возможности размещения объекта на участке, вероятности негативного воздействия на окружающую среду и т.д. Сейчас же, отмечает Сергей Воробьев, такой экспертизы не требуется, вот и возникают проблемы.
Глава надзорного ведомства привел пример с автозаправками. Когда их начали массово строить в Кургане, никто, по его словам, не оценивал, сколько АЗС может размещаться на одном квадратном километре. Все кинулись считать доходы. А ведь заправки негативно влияют на экологию, здоровье людей, и рано или поздно этот вопрос тоже встанет ребром.
Михаил Бирюков, эксперт:
- Считаю целесообразным создать специальную карту Курганской области, на которую будут нанесены все объекты и участки загрязнения. Наше предприятие занимается утилизацией и обезвреживанием промышленных отходов, поэтому я знаю практически все такие объекты. Кстати, когда-то такая карта у нас была. В архиве я нашел бумаги, где было помечено, что в одном месте, к примеру в почве, содержится мазут, а в другом находился свинарник. Такую практику стоит возобновить, чтобы избавить арендаторов от судебных разбирательств. Нередко загрязненный участок удобно расположен географически и выгоден с экономической точки зрения. Если администрация отдает его в аренду, но сама не может привести в порядок, нужно предложить сделать это бизнесу, возможно, предусмотрев какие-то преференции, к примеру, по земельному налогу.