- Пан Бартоломей, польская пресса сообщает, что вы пробурили несколько отверстий в фундаменте бункера, в котором в 1942 - 1944 гг. располагалось командование сухопутных войск вермахта, и ничего не нашли. Стоит ли пытаться дальше?
Бартоломей Плебанчик: Конечно, стоит! Я напомню, что исследование при помощи георадаров показало, что в фундаменте находится замурованное помещение 2 на 3 метра. Но это большой бункер и в какой именно части фундамента оно находится, мы не знаем. Первая попытка - это был своего рода тест, проверка, можно ли найти его, буря наугад. Оказалось, что это невозможно. Теперь нам придется провести более дорогостоящие исследования, которые позволят зафиксировать, где именно находится тайное помещение. Одновременно мы обращаемся за разрешением на бурение, и, думаю, 12 июля я смогу сообщить вам результаты.
- А почему вы так уверены, что в этом фундаменте спрятана Янтарная комната?
Бартоломей Плебанчик: Наша поисковая операция на этом месте четвертая. После войны сюда прибыли саперы, которые получили от бывшего солдата вермахта информацию, что немцы на нескольких грузовиках привезли к этому бункеру коробки, в которых были части знаменитой Янтарной комнаты, и спрятали их. Но поскольку бункер очень большой по площади - 100 метров в длину и 50 в ширину, а этот свидетель стоял в отдалении, он не смог указать точное место. Они взрывали части фундамента с боков, клали взрывчатку в вентиляционные отверстия, но все безрезультатно. В начале 60-х годов еще одну попытку предприняли спецслужбы. Сюда снова прислали саперов, но снова без результата. Самая важная третья попытка. В 70-е годы в Мамерки из города Барчево привезли бывшего оберпрезидента Восточной Пруссии Эриха Коха, который, как считается, осуществлял контроль над вывозом Янтарной комнаты из Кенигсберга в 1944 году. Вообще-то в 1945 году он был приговорен к смертной казни, но польские власти по неизвестной причине не привели этот приговор в исполнение. Это было нечто из ряда вон выходящее, ведь всех остальных осужденных нацистов вешали, а Кох умер своей смертью в польской тюрьме в начале 80-х годов. Мы полагаем, что раз его привозили сюда, значит считалось, что здесь спрятана Янтарная комната.
- Возросло ли количество туристов с тех пор, как вы занялись этим вопросом?
Бартоломей Плебанчик: Вы помните, какой сенсацией стали поиски "золотого поезда" в Валбжихе в прошлом году? А ведь там все закончилось на неинвазивных методах. А мы первые предприняли попытку проникнуть внутрь, и все хотят посмотреть, как мы бурим! К тому же об этом сообщает пресса, причем не только в Польше. На этом фоне число туристов возросло на 30 - 40 процентов. У нас можно увидеть 30 нацистских бункеров в хорошем состоянии, но до сих пор туристы предпочитали расположенный неподалеку Вильчи Шанец, где во время войны находилась главная ставка фюрера. Понятно, что людей притягивает миф Гитлера, но там сплошь руины. Так что наши поиски Янтарной комнаты также дают людям возможность открыть для себя наш комплекс.