Выступление президента России В. В. Путина, его беседы с европейскими лидерами и руководителями ряда крупнейших корпораций открывают весьма широкий коридор возможностей для разнообразного международного сотрудничества даже в нынешних предлагаемых обстоятельствах. Все это, безусловно, стало важным информационным посланием из России. Вопрос в том, как оно было услышано и интерпретировано. В дни ПЭФ по традиции в Санкт-Петербурге была представлена сильнейшая культурная программа, в очередной раз подтвердившая мировой класс мастерства российских артистов. Может показаться, что перечисленные события плохо "склеиваются" в единую картину текущего момента. Но поскольку они происходили в одно и то же время и взаимно отражались друг в друге, позволил себе сложить именно такую новостную мозаику. При этом не надо быть большим ученым, чтобы догадаться, какое событие из всех выше названных было по особому подано мировыми СМИ, стало новостью N1, образом России на прошлой и нынешней неделе. Конечно же, информация из швейцарской штаб-квартиры МОК. Точно так же, мировые СМИ больше обсуждали не игровые перипетии между российской сборной и сборной Англии на футбольном поле, а криминальные инциденты с нашими разгулявшимися болельщиками во Франции. Японские медиа не были исключением. Не могу сказать, что они были как-то по особенному злорадны в отношении российских спортсменов, - но, как мы знаем, верстка новостей, порядок их преподнесения, это один из самых мощных инструментов влияния на аудитории.
Еще неделю назад мы дружно радовались тому, что Россия попала в топ-30 по влиянию нашей отечественной "мягкой силы" на мировое общественное мнение. Однако и на радостях не стоит забывать о том, что заняли мы в этом рейтинге всего лишь 27 место, пропустив вперед - на 26 место - Венгрию.
Системная антироссийская компания, связанная с допинговыми скандалами, - тревожный сигнал не только спортивным профессионалам нашей страны, но и всем, кто занимается созданием положительного образа России в мировом медийном пространстве. Разумеется, средства массовой информации - даже самые влиятельные, - не являются единственным инструментом формирования настроений и взглядов ответственных граждан. В качестве примера можно привести ситуацию в Германии, где местные медиа, достаточно жестко освещающие внешнюю и внутреннюю политику России, вызвали критику их зрителей и читателей. Настолько серьезную, что некоторые СМИ были вынуждены рассказать о негативной реакции значительной части общества на их материалы о нашей стране.
Но надо понимать, что новость о культуре, - даже если это концерт оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева в только что освобожденной Пальмире, - имеет мало шансов попасть на первые полосы мировых печатных изданий и стать заглавным событием в телевизионных информационных программах.
При этом именно российская культура - некая базовая ценность, влияющая на мировое сообщество, определяющая устойчивый позитивный импульс, формирующий представление о нашей стране, о нашем народе в сознании сотен миллионов, миллиардов людей. В отличие от запасов природных ископаемых она не истончается год от года, напротив - прирастает смыслами. Было бы странно, если бы современная Россия, по праву позиционирующая себя как родина Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Чехова, не представляла бы миру новые искусство и литературу, которые отражают внутренний мир и внешнее бытие человека ХХI столетия.
В этом смысле открытие 11 фестиваля российской культуры в Японии было сбалансировано продуманно и точно. "Па-де-де на пальцах и для пальцев", которое открывало виртуозный артистизм Светланы Захаровой и Вадима Репина, соединяло привычные шедевры русской и мировой классики с современными хореографическими миниатюрами и неожиданными инструментальными транскрипциями. Классический "Умирающий лебедь" К. Сен-Санса в хореографии Михаила Фокина органично сочетался с "Откровением" японского хореографа Мотоко Хирояма, который сочинил его специально для Светланы Захаровой на музыку Джона Уильямса из фильма "Список Шиндлера". Владение высокой классикой позволяет выдающимся русским артистам свободно чувствовать себя в пространстве современного искусства. Вместе с токийским Фестивальным камерным оркестром, они открывали зрителям внутреннюю связь классики и авангарда, их взаимную дополнительность и необходимость в жизни современного человека.
Увы, в теленовостях для них вряд ли найдется место.