Проект создания "Города авиаторов" должен был рассматриваться на заседании совета по улучшению инвестиционного климата при Совете министров Крыма 9 июня, но из-за шумихи в СМИ и блогосфере его сняли с рассмотрения. Авторам проекта пришлось пойти более длинным путем - через обсуждение в министерстве курортов и туризма Крыма.
"Город авиаторов" предусматривает вложения в размере 207,6 миллиона рублей, из которых 150 миллионов - инвестиционные средства, 57,6 - заемные. По словам автора проекта Ольги Силевич, в качестве инвестора выступает Александр Пестряков, не понаслышке знакомый с авиационным спортом.
Проект предусматривает ремонт зданий летной школы постройки 1935 года, замену обветшалых летних домиков на новые, капремонт здания музея истории авиации и ангаров, а также обновление дельтапланерной базы. Собираются приобрести три планера и самолет-буксировщик.
- Дополнительные объекты на горе Клементьева не предусмотрены, - уверяет Ольга Силевич. - Запрещается строить новые здания и увеличивать этажность существующих. Этот запрет продиктован стремлением инвестора сохранить уникальные восходящие потоки и летную гору для развития авиационных видов спорта.
Также проектом предусмотрено строительство аэродрома "Кара-Гоз" в семи километрах от горы Клементьева и строительство музейно-выставочного комплекса "Узун-Сырт" на въезде в гору. Также он будет включать гостиницу, кафе, ресторан, кемпинг и транспортную развязку. Реализовать проект планируют за 4,5 года, а полностью окупить - почти за девять лет. Инвестор просит выделить ему 127 гектаров, на которых находятся центр планерного спорта "Коктебель", "Узун-Сырт" и аэродром "Кара-Гоз".
Несмотря на внешнюю привлекательность, проект вызвал множество вопросов. Так, местные жители возмущены выделением денег на дорогу к горе, в то время как в самом Коктебеле хороших дорог нет, равно как и очистных сооружений.
- Согласен, дорога на летную гору нужна, но, если там будет трасса за 110 миллионов рублей, туда поедут все кому не лень, - говорит председатель общественной организации "Гражданский актив "Коктебель" Борис Яремко. - Помимо свадебных кортежей и машин охотников туда пойдет целая колонна автомобилей. Будет испорчена вся природа, а строительство навредит уникальным воздушным потокам. Это никак не состыкуется со статусом ландшафтного парка.
Против проекта выступил и президент Федерации планерного спорта России Сергей Рябчинский.
- Я возмущен этим проектом, - сказал он. - Непонятно, на кого он ориентирован. Это не "Город авиаторов", а туристический кластер - авиация где-то вдалеке маячит. Мне не понятен статус проекта, принадлежащего группе частных инвесторов. А ведь это дело государственной важности.
Как отметил заместитель министра спорта РК Валерий Сенин, проект в представленном виде не может быть реализован.
- Единственный выход - это государственно-частное партнерство, - говорит он. - Нужно правильно подойти к делу, собрать документы, провести общественные слушания.
Как оказалось, "Город авиаторов" - не единственный инвестиционный проект развития воздухоплавания и авиации на горе Клементьева. Аналогичные планы, к примеру, есть и у ДОСААФ России. Вскоре общество планирует доработать его и подать на рассмотрение Совмина РК.
Сергей Стрельбицкий, министр курортов и туризма РК:
В бюджете республики нет денег на развитие Центра планерного спорта на горе Клементьева, поэтому решено прибегнуть к помощи инвестора. Я бы хотел видеть этот уникальный объект процветающим, он не должен потерять свое главное функциональное назначение. Проект "Город авиаторов" вызывает сомнения, но пока мы имеем только пожелания инвестора. В рамках ФЦП к горе подведут водоснабжение и построят дорогу. Окончательное решение о проекте будет принято после экспертиз и общественных слушаний.