21 июня комитет постоянных представителей ЕС согласовал продление санкций против РФ на очередные шесть месяцев. Ранее продление антироссийских рестрикций анонсировали ведущие есовские политики. Получается, что все разговоры о смягчении санкционного противостояния между Москвой и Брюсселем не оправдались?
Владимир Чижов: Давайте, прежде всего, уточним, что антироссийские санкции ЕС состоят из трех пакетов, введенных в разное время по разным поводам. Первый - это крымский пакет, который истекал 23 июня, в самом деле был продлен на один год. Этот пакет включает в себя персональные санкции или так называемый стоп-лист, а также запрещает транспортное сообщение и деловое сотрудничество с Крымом.
Второй пакет, о котором больше всего говорят, это секторальные или экономические санкции. Действительно, комитет постпредов ЕС 21 июня обсуждал эту тему и, как стало известно "околоесовскими" СМИ, схема продления санкций на шесть месяцев одобрена. Но это сделано с оговорками, поскольку три страны зарезервировали свою позицию по внутренним законодательным и парламентским причинам. Речь идет о Франции, Великобритании и Швеции.
Теперь это решение постпредов стран ЕС будет непременно утверждено на уровне министров иностранных дел?
Владимир Чижов: Не все так однозначно. В пятницу 24 июня будет заседать совет ЕС по общим вопросам. Это совет, который собирается на уровне министров иностранных дел или министров по делам Европы из тех стран, где таковые есть. В принципе он и является тем органом, который принимает подобные решения. Но теоретически нельзя исключать, что министры вынесут весь этот сюжет на рассмотрение саммита лидеров стран ЕС, то есть Евросовет, который будет заседать 28 и 29 июня.
Произойдет это или нет, на сегодняшний день сказать невозможно. Поскольку в случае исхода намеченного на 23 июня референдума в Великобритании в пользу "Брексита" (выхода страны из ЕС - "РГ") именно это будет главной, а, возможно, и единственной темой.
Можно ли ожидать смягчения антироссийских санкций в обозримой перспективе?
Владимир Чижов: Формально нынешнее продление санкций предусматривается в полном объеме. Я не хотел бы ничего предвосхищать, но не исключаю, что теперь будет заложена некая формула о возможности какого-либо пересмотра или ревизии санкций в течение этих шести месяцев.
Если пользоваться терминологией ядерной физики, сейчас идет процесс накопления критической массы. Когда необходимая масса будет набрана, начнется цепная реакция. Но когда она будет набрана, не знает никто.
Добавлю, что, судя по тем дискуссиям, которые идут на политическом уровне в ЕС, вырисовываются три школы мысли. Самая экстремальная - это те, кто считает, что санкции надо усилить, и выступающие за такой подход страны всем известны. Есть противоположная точка зрения, что санкции нужно отменять.
Но есть и промежуточная школа мысли, которая сегодня укрепляется. Речь идет о том, что за каждым шагом в направлении имплементации Минских договоренностей должно идти ослабление санкционного режима.
При всем позитиве такого подхода здесь необходимо пояснение. Мы в принципе считаем увязку санкций с минскими договоренностями изначально неправильной. И если европейцы намерены следовать по этому пути, это не значит, что мы с ними вступим в какой-то торг. Мы не только торговаться не будем, но и обсуждать вопрос санкций не собираемся.
Есть ли какие-то признаки готовности ЕС к конструктивному взаимодействию с Россией, которому объективно мешают санкции?
Владимир Чижов: Здесь уместно напомнить про третий пакет санкций, который истекает 16 сентября. Речь идет о персональных рестрикциях, под которые попали спикеры палат Федерального собрания РФ, силовики и некоторые представители бизнес-сообщества. Эти санкции допускают определенные изъятия, которые дают возможность фигурантам этих списков получать визы для участия в международных мероприятиях, гуманитарных событий и иных случаев.
И сейчас в Брюсселе все чаще заходит речь о необходимости пересмотра этих санкций. В Европейском парламенте звучат голоса о необходимости снятия ограничений в отношении парламентариев, а также руководителей российских силовых ведомств. При этом мотив европейцев понятен - усилить сотрудничество в борьбе с международным терроризмом. Ведь взаимодействовать с Россией на данном направлении, продолжая сохранять при этом санкции в отношении руководителей наших контртеррористических структур, выглядит нонсенсом. Впрочем, так выглядит и многое другое, что Евросоюз сегодня делает.