Первым на вопросы прессы ответило жюри документального конкурса - Тома Бальмес (председатель), Кшиштоф Герат и Сергей Дебижев. Последний заметил, что документальное кино практически вытеснило игровое. И это высказывание не лишено оснований.
Но жюри игрового конкурса, а это - Ивайло Христов (председатель), Рандхир Капур, Ульрике Оттингер, Рашид Нугманов и Виктория Исакова, скорее всего, уверено в обратном. Судьи в этом году выглядят демократично и симпатично. На брифинге каждый из членов жюри по традиции ответил на вопрос Петра Шепотинника, чем он сейчас занимается.
Ивайло Христов собирается снимать новое кино и ставит со своими студентами спектакль по Шукшину, так что его цель пребывания в Москве - не только судить, но и исследовать творчество Василия Макаровича.
Рандхир Капур продюсирует новую картину, которая выйдет к концу года, снимается в нескольких фильмах сразу и принимает участие в телепроектах - на студии, где он трудится, много работают в этом направлении.
Виктория Исакова за время кинофестиваля успеет сыграть в трех спектаклях (график ее работы, как члена жюри, выстроен соответствующим образом), а после окончания киносмотра начнет сниматься в дебютной картине Кирилла Плетнева. Вслед за этим - работа над ролью в новом спектакле у Кирилла Серебренникова.
Ульрике Оттингер дистанционно ведет новый проект - фильм об известном режиссере.
Рашид Нуманов посвящает свое время фестивалю "Евразия", который 12-й раз проходит в Алма-Аты, генеральным директором которого он является, а также - сотрудничеству с новой академией кинематографических искусств в Казахстане. Сейчас в запуске находятся сразу семь картин, где он выступает в качестве продюсера. И у него есть желание снять фильм о 1941 годе, когда Алма-Атинская киностудия слилась с эвакуированными в Казахстан киностудиями "Мосфильм" и "Ленфильм" и превратилась в Центральную объединенную киностудию художественных фильмов - ЦОКС, а сама Алма-Аты, соответственно, превратилась в столицу кино.
Ивайло Христов: Мне очень приятно посетить Московский кинофестиваль. Как говорится, мне сделали предложение, от которого я не мог отказаться.
Рандхир Капур: Для меня большое удовольствие и честь приехать на Московский кинофестиваль и быть членом жюри основного конкурса. Мне кажется, что у кино в каком то смысле нет языка - язык тела, движений, все это достаточно универсально. В любом языке смех - это всегда смех, и слезы - это всегда слезы. Мы разговариваем в кино на языке эмоций. О себе, людях вокруг нас, своих странах, и, мне кажется, что это помогает распространять мудрость в мире.
Виктория Исакова: Это очень ответственно - судить своих коллег. Надеюсь, что нам всем хватит мудрости сделать это, хотя это практически невозможно. Фестивальное пространство - это пространство, где нет политики. И мы все, кто делает кино, жаждем впечатлений.
Рашид Нугманов: Я оцениваю фильм сам, как творец. Любой фильм - это создание индивидуального мира со своими законами. И если ты смог создать этот фильм и твоя личность растворяется в нем - тогда это хорошее кино, независимо от того, нравится оно тебе или не нравится тематически. Вот это - мой подход!
С легендой немецкого кино - Ульрике Оттингером - обозреватель "РГ" пообщалась после брифинга.
Ульрике, вы самый именитый член жюри. В рамках Московского кинофестиваля будет проходить ваша ретроспектива. Помогите, пожалуйста, зрителю сориентироваться в ней - что нужно посмотреть в первую очередь?
Ульрике Оттингер: Я понимаю, что не все можно увидеть. Но программа минимум - одна или две части фильма "Тень Шамиссо" (картина длится 12 часов - Прим. С.А.). Это большой документальный проект - история культуры Камчатки и Чукотки, Аляски и Берингова моря. Я хотела охватить как прошлое, так и настоящее. Я нашла родственные связи в этих регионах не только между языками, но и между людьми.
Удалось ли вам постичь русский характер, когда вы работали в России, и поможет ли вам это в работе в жюри?
Ульрике Оттингер: Я думаю, это - наша творческая задача. Мы как художники представляем собой и психологов. Мы должны провести в первую очередь эксперимент над собой, отставив свое "я" в сторону. Как минимум попытаться это сделать. Нам нужно раскрыть глаза, освободить взор, чтобы понять, что именно происходит на экране. Самое важное - это точное наблюдение. Это то, чем я занимаюсь. Я увлекаюсь этнографией и много работаю со своей собственной страной. Например, снимаю много этнографических зарисовок в Берлине. Россия, Азия, Юго-Восточная Европа - где угодно. Когда я снимала фильм по книге Ильфа и Петрова "12 стульев", то изучила много литературы начала XX века, для того, чтобы составить общую культурную картину и понять ее. А сейчас мне нужно попытаться понять современных молодых авторов.