"Какой будет реальная цена Brexit? Прежде всего, предстоит заново создать финансовую модель, ведь рынки ждали итогов голосования ничуть ни меньше избирателей. И конечно, с учетом роли Лондона в мировой финансовой системе, первый и главный вопрос - это финансовые рынки и их реакция", - cчитает Квентин Пил.
По его мнению, первоочередная задача перед Британией стабилизировать ситуации и тем самым зарекомендовать себя как надежного партнера: "Правительству необходимо действовать, чтобы вернуть контроль над ситуацией. Потому что в любом случае влияние Brexit на финансовую ситуацию будет иметь долгосрочные последствия, не только в Британии, но и в Европе в целом. А пока нет признаков того, что в ближайшее время что-то измениться. По первой реакции, можно сказать, что за это решение финансовые рынки накажут Великобританию. И с этим надо что-то делать".
Кроме того, с точки зрения эксперта "РГ", саму Великобританию ждет продолжительный период неопределенности. "На политическом фронте такая же проблема будет с законодательством, - полагает Пил. - Очевидно, что Брюссель как можно быстрее захочет получить от Лондона ответ на вопрос, что и как правительство собираетесь делать дальше? А вот британскому правительству пока ответить нечего. Поэтому Британии предстоит пребывать в довольно длительном периоде политической неопределенности, прежде чем правительство сможет сказать, что и как будет делать. Сейчас непонятно даже, как именно будет применяться 50 статья Лиссабонского договора. И если в следующие месяцы картина прояснится, уйдет еще два года, чтобы урегулировать этот вопрос. Только после этого Британия сможет принимать решения и выстраивать отношения как суверенная страна, не входящая в ЕС".
Что же касается геополитических последствия британского референдума, то здесь с точки зрения эксперта "РГ", наиболее интересно, последуют ли примеру британцев другие члены ЕС.
"Что касается переживаний европейской стороны, то здесь, конечно на первый план выходит возможность эффекта домино. Потенциал есть: Дания, Нидерланды, Швеция, Италия, Чехия, Венгрия - во всех этих странах может появиться потребность на проведение аналогичных референдумов. Неизвестно, пройдут ли плебисциты в итоге, и закончатся ли они также, как британский. Народная партия Дании уже заявляла о желании инициировать референдум о членстве в ЕС. Но для того, чтобы добиться проведения голосования необходимо заручиться поддержкой парламентского большинства. В Голландии совершенно точно есть стремление и движение к проведению референдума. Однако там, в соответствии с законодательной базой, плебисцит может проводиться только по какому-то новому предложению. А о том, чтобы выйти из ЕС голландцы уже задумывались. Тем не менее, это не отменяет возможности обсуждения вопроса и дальнейшего воплощения инициативы в жизнь. Нельзя исключить, что референдум может произойти и в Италии, несмотря на то, что по конституции на всенародное голосование не могут выноситься вопросы о соблюдении международных договоров страны. Ясно одно: это совершенно новая и сложно предсказуемая тенденция - настрой на то, чтобы провести аналогичный опрос в других странах ЕС, точно есть, но насколько далеко он зайдет? И в этой связи могу сказать одно: Евросоюз может пережить Brexit. Что не сможет пережить ЕС, так это Frexit (выход Франции из Евросоюза). А с учетом нынешней политической ситуации во Франции, то, что происходит в Британии, несомненно подстегнет Марин Ле Пен двигаться в этом направлении", - резюмировал эксперт.