Автор фильма был первым, кто примчался на место зверского убийства Пазолини 2 ноября 1975 года. Он был с ним дружен, в 16 лет снимался как актер в его фильме "Теорема", считал его отцом, братом, учителем по этике и мастерству, написал книгу, где изложил свое видение причин жестокой смерти мастера. Американский режиссер Абель Феррара пытался привлечь его в качестве сценариста своего фильма "Пазолини", показанного прошлогодним ММКФ, но Грико понял, что Феррару интересует главным образом сексуальная жизнь героя, и отказался. Тогда и решил еще раз реконструировать эту историю в игровом фильме "Махинации".
Версий смерти режиссера много, в большинстве они связаны с гомофобией, но до сих пор ни одна не считается достаточно достоверной. Сюжет фильма Грико включает последние месяцы жизни мастера и историю его отношений с Пино Пелози - парнем-проституткой, которого впоследствии обвинили в смерти Пазолини. По версии фильма, его просто подставили, сделали козлом отпущения, скрыв подлинные мотивы хорошо подготовленного убийства. Дело в том, что Пазолини тогда работал не только над фильмом "Сало, или 120 дней содома", но и над книгой "Нефть", разоблачающей делишки крупной нефтегазовой компании и тайные коррупционные связи власть имущих. Негатив его последнего фильма "Сало" был похищен, как утверждают, тем же Пелози с целью получить несуразный выкуп в 2 миллиарда долларов. Фильм оспаривает мотив наживы: кража была лишь средством заманить режиссера в гибельную ловушку.
Не претендуя на новации в киноязыке, Давид Грико отнесся к делу со скрупулезностью исследователя: его интересуют особенности времени и социума, где такое стало возможным. Мы попадаем в компании римских подростков, которые слоняются по улицам, готовые заработать чем угодно, от эпизодической роли в кино до торговли своим телом. Видим кинопродюсеров с повадками бандитов, в присутствии которых невозможно никакое искусство. На улицах гремят демонстрации коммунистов, которые тогда, в 70-х, пользовались максимальной популярностью и были необычайно активны. Героя окружает мир наркоты и коррупции, правосудие стало посмешищем, в стране царит беспредел. В фильме возникает тема Эудженио Чефиса - одной из самых скользких фигур в истории итальянского бизнеса, человека, которого Пазолини подозревал в организации загадочной смерти политика Энрико Маттеи. Во многих эпизодах герой подробно излагает свои радикальные взгляды - к примеру, он отрицает школу как рассадник буржуазности. Коммунист и открытый гомосексуалист, дерзающий бросить вызов устоявшемуся порядку вещей, Пазолини у многих вызывал ненависть, и фильм, в сущности, - об истории зреющего вокруг него заговора.
Сделано это весьма прямолинейно: герой слишком явно приподнят на котурны и овеян нимбом, окружение слишком напористо трактуется как "темное царство". Картина настаивает на своей документальной природе, и многие кадры предстают черно-белыми, как в старой хронике, и только потом возвращаются к цветному игровому кино.
В главной роли актер, писатель и поп-звезда Массимо Раньери - как утверждал сам Пазолини, очень на него похожий. Он прилежно обозначает крупность личности, но это, похоже, единственное ее качество: герой неизменно масштабен и в политических дискуссиях, и наедине с любовником, и в рискованных путешествиях по римским окраинам, и за пишущей машинкой, где он создает свою роковую книгу, и даже в сцене, где любящая мать красит ему волосы. История же самого скандального фильма Пазолини "Сало", где каждая сцена выдает глубокий кризис художника и личности, вообще остается за кадром. Так в шахматной игре фигуры не имеют характеров и обозначают одни только функции.