Невесть как попавший на необитаемый остров Хэнк совсем уже отчаялся от скуки и вознамерился покончить с собой, как вдруг заприметил прибитый прибоем к берегу труп. Поначалу расстроившись бесполезностью находки, Хэнк возобновил попытку суицида, но тут труп начал подавать признаки жизни в виде мощной газовой струи из прямой кишки. На реактивной тяге молодые люди добрались до материка, где обнаружили множественные следы пребывания человека, сиречь - груды отходов. С этого момента начинается их долгий и полный приключений путь домой.
По какой-то причудливой прихоти Вселенной, на этой неделе в российский прокат выходит сразу два фильма, где действующие лица (вернее, не лица) обильно портят воздух. Второй - "Большой и добрый великан". Еще более удивительно, что у Спилберга получилось, говоря языком великанов из книги Роальда Даля, одно сплошное бурзофуканье. В то время как у закадычных друзей-режиссеров Дэниела Квана и Дэниела Шайнерта оное является отнюдь не фундаментом и не только объектом шуток, а необходимой деталью, двигающей сюжет.
Как бы дико это ни звучало, "Человек - швейцарский нож" - несколько больше, шире и глубже, чем просто экстравагантное развлекалово о страдающем метеоризмом трупе Дэниела Рэдклиффа (хотя и это тоже). Начнем с того, что он не только газы умеет пускать, но еще говорить, стрелять, рубить деревья и служить источником пресной воды, а также навигатором. Но это все на поверхности, под которой на самом деле скрывается уйма всеразличных пластов.
Если опираться на "Четыре цикла" Борхеса, то история Swiss army Man - одновременно возвращение и поиск. И даже немного самоубийство бога, учитывая, что герой Рэдклиффа - что-то вроде доппельгангера, нетипичный подвид ангела-хранителя персонажа Пола Дано, а по меткой характеристике самого экс-Гарри Поттера - "волшебный мертвяк". Также этот фильм - о фантастической силе дружбы и свете любви, о проблемах социофобии и коммуникации. Он исследует рамки приличия, границы нравственного императива, заглядывает за них и рассуждает о том, почему они именно такие. Герои, углубляясь в дебри рефлексии, прямо на глазах мастерят из мусора и палок карго-культ и пытаются отыскать в этой примитивной модели цивилизации ответы на хрестоматийные вопросы: что такое жизнь и зачем она нужна. И не будем забывать о религиозных мотивах - смерть как начало жизни и тому подобное.
Человек – швейцарский ножИзначально абсолютно абсурдная идея, родившаяся в беседе двух бедных киноделов в самолете - человек на необитаемом острове оказывается в компании пукающего покойника и седлает его, чтобы пересечь океан - выросла в одну из самых любопытных картин года (толпа вожделеющих увидеть ее первыми в душном холле оккупированного ММКФ кинотеатра "Октябрь" не даст соврать). Отрадно, что, несмотря на нагромождение наросших на нее подтекстов, она так и не растеряла постмодернистского веселого обаяния, обретя к тому же достойный этого обаяния саундтрек. Естественно, из той толпы нашлись и те, кто вскоре покинул зал в полнейшем недоумении, но это, пожалуй, еще больше говорит в пользу "Швейцарского ножа". Как ни относись к нему - как к притче или как к квинтэссенции сортирного юмора (ни тем, ни другим, он, впрочем, не является) - следует признать, что Дэниелы создали весьма и весьма смелое, а главное - очень оригинальное и самобытное для нынешней киноиндустрии творение. Пир духа во всех смыслах.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram telegram.me/cinemacracy