Руководители Евросоюза ни публично, ни в кулуарах не признали вины за результаты британского плебисцита. Своими заявлениями на саммите, напротив, они лишь подтвердили, что продолжат прежнюю линию и усилят давление на несогласных. На саммите была предпринята попытка сделать главным виновным за выход Британии из Евросоюза, назначившего роковой референдум Кэмерона. И демонстративно закрыть глаза на просчеты, допущенные еврочиновниками, которые вызывали отторжение у жителей Альбиона. Итоги встречи в бельгийской столице показали: первый шок от волеизъявления британцев миновал, и теперь различные политики в Европе потирают руки, подсчитывая те плюсы, которые они лично, их партии или руководимые ими страны получат от британского "прости, прощай".
Выступлению Кэмерона перед теперь уже бывшими коллегами по ЕС в первый день работы саммита предшествовала, на первый взгляд, незначительная, но весьма обидная для британского самолюбия деталь - флаг Альбиона был вынесен из зала заседаний. Но вместо слов покаяния, которые, возможно, в Евросоюзе ждали от Кэмерона, тот обвинил Брюссель в сделанном его соотечественниками выборе. "Люди очень обеспокоены вопросом миграции, это будет один из главных вопросов, которые нужно будет решить будущему премьеру", - объяснил ключевую причину "брексита" глава правительства Британии. По сведениям "Файнэншл таймс", во время прощального ужина Кэмерон вновь предупредил, что его страна "не сможет продолжать принимать большое число мигрантов из ЕС, даже если это будет означать для нее потерю доступа на общий рынок". Ответ приглашавшей беженцев в Старый Свет канцлера Ангелы Меркель не заставил себя ждать. Он выглядел как откровенный ультиматум: если британцы надеются на доступ к общему рынку ЕС, они должны принять и обязательства по свободному перемещению рабочей силы. Иными словами, ни о каких реформах в области свободного перемещения граждан внутри Евросоюза, за что всегда ратовал Кэмерон, не может быть и речи. С не менее жесткой отповедью Кэмерону выступил президент Франции Франсуа Олланд: "Общий рынок - это все или ничего, другого решения быть не может". Так что премьеру Британии с его первоначально протянутой в дружеском жесте рукой и пожеланием "сохранить с Европой крепкие торговые связи и контакты в области безопасности" ничего не оставалось, как сжать кулаки и возмущенно уехать на родину для подготовки к длительным баталиям с Брюсселем. Европейские СМИ пишут, что главе британского правительства дали понять: переговоры о будущем партнерстве Лондону придется вести с ЕС на общих основаниях, без скидок на прошлые заслуги Альбиона. А если британцы когда-нибудь захотят обратно в единую Европу, их шансы на возвращение, как недвусмысленно дал понять французский президент, будут невелики. В Париже считают, что выход Британии из Евросоюза позволит Франции увеличить свой политический вес в мире. И этой возможностью грех не воспользоваться.
Окончательно подвел черту под изгнанием Кэмерона с саммита глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Отлично зная, что Кэмерон выступал против его назначения, Юнкер с издевкой напомнил собеседнику: "Когда вы с утра до вечера ежедневно вините Брюссель, говорите, что слишком много бюрократии идет из Брюсселя, то тогда вы должны знать, какой может быть результат". Избавившись от Кэмерона и призвав Альбион поскорее начать процедуру "развода", лидеры теперь уже 27 стран Евросоюза в среду перешли к обсуждению текущих вопросов. Причем сразу выяснилось: обновление ЕС, по крайней мере на этом саммите, не состоится.
Весьма наглядным в этой связи стало обсуждение вопроса о ратификации соглашения между Евросоюзом и Украиной, об ассоциации против которого ранее на референдуме выступили жители Нидерландов. Премьер Голландии Марк Рютте призвал коллег изменить текст договора, чтобы тот "разрешил многие переживания и споры в Нидерландах, которые привели к референдуму". "Если я не смогу добиться этого, мы не будем подписывать документ. Мы попробуем найти решение, это будет сложно, шансов мало, но я думаю, мы должны попытаться", - объяснил стоящие перед ним задачи Рютте. Нидерланды, где в 2017 году пройдут парламентские выборы, считают одним из кандидатов на проведение в будущем плебисцита о выходе из состава ЕС, аналогичного британскому. Казалось бы, в интересах Брюсселя дополнительно не раздражать голландских евроскептиков. На просьбу Рютте к руководству Евросоюза считаться с мнением избирателей по Украине отреагировал глава Евросовета Дональд Туск. Он предложил... "найти юридическое решение, позволяющее Нидерландам ратифицировать соглашение". Иными словами, разработать в Брюсселе способ, как обмануть с помощью юридической казуистики недовольных документом голландцев. А находящийся в Европе госсекретарь США Джон Керри и вовсе заявил, что, несмотря на итоги референдума, выход Британии из ЕС может не состояться. "Существуют различные пути, чтобы страна осталась в Евросоюзе", - туманно объяснил Керри, намекнув, что из политических соображений официальный Лондон имеет полное право не обращать внимания на мнение голосовавших за "брексит" британцев. Тем более что референдум на Альбионе, как и ранее в Нидерландах, носил "рекомендательный характер".