30.06.2016 00:05
Общество

Исполнилось 110 лет со дня рождения генерала армии Черняховского

Исполнилось 110 лет со дня рождения генерала армии Черняховского
Текст:  Юрий Борисёнок
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №142 (7010)
Ни при жизни, ни долгие годы после трагической гибели генерал армии Иван Данилович Черняховский "неудобным" не считался. А считался, причем совершенно справедливо, самым молодым командующим фронтом Красной Армии за годы Великой Отечественной и при этом военачальником способным, ярким, творческим.
Читать на сайте RG.RU
Генерал Иван Черняховский - фото

Мнение это разделяли и наши тогдашние союзники: 26 февраля 1945 года американский журнал "Тайм" так откликнулся на его кончину на 39-м году жизни: "Из всех генералов и маршалов советской армии Черняховский пользовался невиданной популярностью среди солдат и граждан. Широкоплечий брюнет, он обладал самыми привлекательными для русского народа чертами характера: энергичный, сильный, молчаливый, упрямый, отважный, деловой. Он вырос на украинской земле, в семье рабочего человека, с 9 лет остался сиротой, был пастушком, обучался в военной школе в Киеве - типичный продукт советской страны".

Несколько десятилетий память о генерале оставалась светлой и воплотилась в десятках памятников, названиях улиц и других важных объектов. Сегодня же Черняховский оказался неудобен очень многим на пространстве Восточной Европы, причем именно на тех землях, которые он освобождал.

Россияне и поляки вместе почтили память генерала Черняховского

Первыми выстрел по покойному решились сделать литовцы, и уже в 1992-м прах генерала без особых баталий в прессе был перенесен из Вильнюса в Москву на Новодевичье кладбище, а памятник отправился в Воронеж. Спустя два десятилетия проснулась воинственность во властях польского города Пененжно, под которым и погиб Черняховский 18 февраля 1945 года. Под предлогом того, что он якобы был причастен к аресту деятелей Армии Крайовой. В 2015 году власти 3-тысячного городка решились на снос памятника генералу.

До сих пор неудобными для Восточной Европы считались события вокруг командующего 3-м Белорусским фронтом в последний год его жизни, пришедшиеся на 1944-1945 годы. Но удобен ли сегодня Иван Данилович для той земли, на которой появился на свет, вырос и возмужал? По всему выходит, что уже в ближайшее время уроженцу Уманского уезда Киевской губернии придется выдержать еще один посмертный бой. В нынешнем украинском государстве, где сверхвысокими темпами искореняется все советское, человеку с биографией Черняховского места вроде бы нет.

Но каким-то чудом держится пока он на украинских просторах посреди безбрежной декоммунизации. Улицы его имени, правда, одна за одной исчезают - во Львове переименовали уже давно, а кое-где ускоренным порядком нынче, в 2016-м. Сменщиков подобрали что надо - в Броварах вместо улицы победоносного генерала Черняховского нынче улица выдающегося своими поражениями Петлюры, в Днепродзержинске - гетмана Сагайдачного, а в Житомире проявили смекалку - часть улицы Черняховского назвали Чудновской, а часть - Леха Качиньского.

Но Черняховского не так-то просто изгнать с родной украинской земли. 22 февраля 2013 года указом президента Украины Национальному университету обороны Украины было присвоено имя Ивана Даниловича, и указ этот пока не отменен, хотя находится университет в Киеве, а звали того президента Виктором Януковичем. На сайте вуза есть раздел о Черняховском, причем его биография представлена обстоятельно и очень тактично, без "сплетен в виде версий", которые вовсю гуляют на просторах Интернета. Начинается рассказ в привычном для политработников стиле: "Украинская нация дала миру целую плеяду ярких военачальников, но среди самых выдающихся полководцев современности, которые заслуживают особого внимания, выделяется личность дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского".

Что показательно, ни с Петлюрой, ни с Шухевичем полководческий дар активного участника освобождения УССР от гитлеровцев в университете имени Черняховского не сравнивают. Приводимые факты рисуют личность украинского советского полководца, каковым Черняховский, собственно, и был. Осиротев в апреле 1919-го, когда сыпной тиф унес в могилу отца и мать, и оказавшись на полгода среди беспризорников, всеми своими дальнейшими путевками в жизни он был обязан советской власти и ее украинской политике.

Будучи комсомольцем, Черняховский писал стихи на украинском языке, он типичный выдвиженец эпохи "советской украинизации" - эта политика для того и проводилась, чтобы способных молодых людей из самых низов вывести в люди, вплоть до генеральских чинов и даже поста генсека. За украинское происхождение комсомольцу, красноармейцу, выдвиженцу Ивану Черняховскому никто и никогда ни разу не ставил палки в колеса - такова была истинная реальность "оккупации Украины большевиками". Без большевиков не было бы никакого полководца Черняховского, было бы, скорее всего, продолжение семейной традиции: ухаживать за лошадьми в имении пана Новинского, где его отец, воевавший в Первую мировую под началом Брусилова, служил конюхом.

В Москве открыли памятник советскому полководцу Черняховскому

Получается, на Украине сегодня два Ивана Черняховских: один - по-прежнему герой нации и пример для подражания, имя другого старательно стирают из исторической памяти. Чья возьмет? А может, получится когда-то остановиться, оглянуться и посмотреть всего-то на двоих своих земляков, появившихся на свет в том самом 1906-м - на Черняховского и Брежнева. Того самого Леонида Ильича, у которого вплоть до 1951 года в паспорте в графе "национальность" значилось "украинец" (запись изменилась по политическим мотивам, когда Брежнева поставили во главе компартии Молдавии). И сравнить эту пару - победоносного командующего фронтом и многолетнего лидера советской сверхдержавы - с двумя другими их земляками, чуть помладше, - Шухевичем и Бандерой.

Вот и получается, что Черняховский спустя 110 лет после рождения стал самым неудобным полководцем ХХ века сразу в двух больших странах - в Польше и на Украине, и в одной поменьше - в Литве. Но это, при всех печальных издержках, все-таки их проблемы. Нашего героя у нас не отнять никому, и уж тем более местечковому варварству.

История Музеи и памятники