Как и в серии приключений о Гарри Поттере, в только что обнародованном произведении Роулинг причудливым образом смешаны вымысел и действительность, причем магический мир, как и в случае с приключениями о "мальчике, который выжил", населен преимущественно персонажами, не являющимися плодом воображения писательницы, но вольно позаимствованными ею из фольклора и литературных произведений различных стран и эпох.
На этот раз в центре повествования - Исольт Сэйр, имя которой стразу отсылает нас к мифу о Тристане и Изольде, чьи сюжетные линии известны в преданиях разных стран, но в литературном оформлении народов Европы приобрели кельтские черты. У Роулинг Исольт родилась в 1607 году во вполне реальном месте, что неудивительно - в Ирландии, в озерной долине Кумлухра (com luachra - "лощина приливов"), которая находится в графстве Керри. Ее родители были волшебниками, отдельно отмечается, что ее отец Уильям был анимагом и происходил из рода Морриган. Напомним, что это имя носит и ирландская богиня войны и отмщения, возглавлявшая пантеон богинь-воительниц, схожих с германскими валькириями.
Далее Роулинг рассказывает об убийстве родителей Исольт ее тетей, по имени Гормлайт, которая держала племянницу в заточении, рассказывая ей о Хогвартсе своего детства и одновременно делая девочку свидетельницей мук, на которые она обрекала люто ненавидимых ею маглов. Примечательно, что в ирландской истории и мифологии также известен персонаж под этим именем - королева Гормлайт, стихи о которой стали источником вдохновения для многих поколений ирландских летописцев, а впоследствии - и писателей эпохи романтизма. Средневековые "Стихи королевы Гормлайт", отредактированные знатоком ирландской литературы Осборном Бергином, а также упоминания о ней в исландской "Саге о Ньяле" рисуют совершенно другой образ королевы, дочери Лейнстерского короля Мурьхада, сына Финна - добродетельной женщины, страдалицы, убитой горем, оплакивающей свою непростую судьбу. Однако с большой долей вероятности можно предположить, что поколение юных читателей за пределами Ирландии так никогда и не узнает о той королеве Гормлайт, чей литературный образ существует много сотен лет, вынужденно предпочтя ему вольное современное прочтение, лишенное всякого смысла.
Роулинг развивает тему расовой нетерпимости, воплотившейся в "Гарри Поттере" в противостоянии сторонников эгалитарного образования и воспитания молодых волшебников в круге себе подобных. Гормлайт у Роулинг не хочет отправлять в Хогвартс свою племянницу, получившую пригласительное письмо в 11 лет именно на этом основании: слишком разные дети там учатся. Исольт, переодевшись мальчиком, убегает из дома и становится одним из первых поселенцев, прибывших в Новый Свет на легендарном английском торговом судне "Мэйфлауэр".
После многих злоключений, обретения и потери друзей, в Массачусетсе Исольт удается открыть школу Илверморни, наподобие Хогвартса. В ней также есть четыре факультета, об истории создания которых подробно рассказывается в новом произведении. Что интересно, построив школу на новом месте, которая, по сути дела, должна была быть лишена недостатков поступательного развития школ европейского континента, Роулинг сохраняет в качестве символа одного из факультетов змею, на этот раз иносказательно представляющую ум. "Зерно Слизерина" во всех смыслах не раз было заронено самой же Изольт на новой почве, но этот факт несколько теряется в общей благостной картине, нарисованной Роулинг.
Илверморни, по словам писательницы, гораздо справедливее, чем Хогвартс. Там нет Распределяющей шляпы, которая при направлении в один из факультетов анализирует сильные стороны детей и черты характера. Здесь все абсолютно во всем равны. Отбор происходит следующим образом: дети сами выбирают себе волшебные палочки. Или, как уточняет Роулинг, палочки, выбирают своих владельцев.
Насколько демократичен принцип, согласно которому практическому орудию (бездушной вещи) предоставлено выбирать, кто станет его хозяином, сомневаться не приходится - степень чудовищности этого пассажа можно ярко представить себе, спроецировав ситуацию на современную действительность - допустив, что гаджеты разных марок сами выбирают своих продвинутых малолетних пользователей. Но, школа, частично основанная "не-магом" (термин "маглы" как остроумно говорит Роулинг, в Америке никогда не употреблялся, вместо него используется чудо политкорректности "No-Maj") "имеет репутацию одной из самых великих и демократичных школ чародейства и волшебства, лишенной элитизма". И из-за абриса детской истории на нас бесстыже смотрит очередной политический памфлет и явная подмена понятий.