03.07.2016 15:22
Происшествия

Опубликован список погибших в крушении Ил-76

Текст:  Тимофей Борисов
Для МЧС России погибший экипаж теперь навечно будет занесен в списки героев и книгу памяти. 10 человек, профессиональных пилотов и профессиональных спасателей - они тушили пожары, отстояли от огня 37 населенных пунктов с населением 50 тысяч человек и погибли, выполняя боевое задание.
Читать на сайте RG.RU
Крушение самолета Ил-76 в Иркутской области

В самом спасательном ведомстве посчитали, что об их погибших коллегах должен знать не только узких круг их друзей, но и вся страна, хотя в МЧС понимают, насколько трудно сейчас родственникам погибших.

Спасатели обнаружили второй "черный ящик" Ил-76

Решение принял министр Владимир Пучков, который после получения трагического известия о смерти пилотов срочно вылетел в Иркутск. Перед вылетом он также обратил внимание на необходимость всемерной поддержки родственников летчиков, на долю которых выпали самые тяжелые дни ожидания и надежды. По согласования с пресс-службой МЧС России "РГ" публикует краткую биографию тех, кто героически погиб.

Командовал воздушным судном кавалер двух орденов Мужества, заслуженный пилот РФ Леонид Филин. Он - летчик первого класса. С отличием окончил Балашовское ВВАУЛ.

В строевых частях ВВС прошел путь от рядового летчика до командира авиационной эскадрильи. Управлял самолетами Л-29, Ан-24, Ан-26, Ан-72, Ил-18, И-22, Ил -76. У него около 12 тысяч часов налета. Проходил службу в частях военно-транспортной и транспортной авиации СССР и России. Участник боевых действий в Афганистане. В авиации МЧС России с 1995 года. Участвовал почти в 200 спасательных и гуманитарных операциях в стране и за рубежом.

В числе первых Леонид Филин освоил тушение крупномасштабных пожаров на тяжелом самолете Ил-76. Это было летом 1996 года, когда в Хабаровском крае в районе Комсомольска-на-Амуре была сложная пожароопасная обстановка. На тушение лесных пожаров туда направили 3 экипажа ФГУАП (Федерального государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России), в числе которых - и экипаж Филина.

Тогда это был первый фактический вылет летчиков авиации МЧС России, подготовленных к тушению пожаров.

На место падения Ил-76 прибыли следователи СК и специалисты МАК

Трудностей, которые осложняли работу воздушных пожарных, было немало: гористая местность, удушливая гарь, высокая температура и сильная задымленность, осложняющая ориентацию. После каждого вылета экипажи проводили летучки, на которых обменивались опытом. Затем вновь уходили на задание. Опыт, приобретенный летчиками в результате напряженных тренировок, помог успешно выполнить задачу.

Тогда за пять дней в Хабаровском крае экипажи МЧС России выполнили 50 полетов, сбросили на очаги пожаров в общей сложности более 2 тысяч тонн воды. Разбушевавшаяся стихия огня была побеждена. В результате удалось спасти 7 населенных пунктов, 2 звероводческие фермы, 3 детских оздоровительных лагеря.

Так, впервые в истории авиации МЧС России было выполнено реальное тушение природных пожаров самолетами Ил-76, оснащенными выливными авиационными приборами ВАП-2. После завершения работы под Хабаровском экипажи вылетели в Волгоград, где впервые в мировой практике приступили к тушению пожара на пруду-отстойнике ЗАО "Лукойл-Волгограднефтепереработка". Такого масштабного пожара в нашей стране еще не было. Населению Волгоградской и Ростовской областей грозила экологическая катастрофа. Требовалось принятие срочных, неординарных мер. Специалисты, входящие в состав штаба по ликвидации пожара, скептически рассуждали, что потушить с воздуха горящий отстойник нефтепродуктов невозможно.

Но летчики МЧС России доказали обратное. В условиях почти 40-градусной жары, сильного задымления местности самолеты с предельно малой высоты сбрасывали на горящий пруд-отстойник сотни тонн воды и огнегасящей жидкости. В результате мужественных и профессиональных действий пожар был ликвидирован. Эффективность применения авиацией

Названа предварительная версия крушения Ил-76 в Иркутской области

МЧС России специальных технологий борьбы с пожарами превзошла все ожидания. За отвагу, проявленную при тушении пожаров в Хабаровской крае и Волгограде, летные экипажи впервые в истории авиации МЧС России были отмечены государственными наградами, а командиры экипажей, в том числе Леонид Филин, удостоены Орденов Мужества.

Леонид Филин  - 1952 года рождения. Имеет почетное звание "Заслуженный пилот РФ" и помимо двух орденов Мужества награжден также медалью "За отвагу", медалью "За боевые заслуги", Имеет ведомственные награды: нагрудный знак "Ветеран авиации МЧС", нагрудный знак "Отличник авиации МЧС", медаль "За содружество во имя спасения", медаль "Участнику чрезвычайных гуманитарных операций", нагрудный знак "Почетный знак МЧС России", медаль "20 лет МЧС России", нагрудный знак "Участнику ликвидации последствий ЧС", нагрудный знак "За заслуги", знак отличия "За службу в авиации МЧС России", медаль "За усердие". Женат, имеет двух детей.

У второго пилота экипажа Алексея Лебедева за плечами свыше 5,5 тысяч часов налета, у штурмана Георгия Петрова - более 7 тысяч.Общий налет экипажа составляет более 71 тысячи часов.

Лебедев Алексей Алексеевич (второй пилот), 1975 года рождения. В 1996 году окончил Актюбинское высшее военное авиационное училище. В МЧС России с 2007 года. Неоднократно участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и за рубежом.6 Имеет ведомственные награды: нагрудный знак "Участнику ликвидации последствий ЧС", нагрудный знак "За заслуги", нагрудный знак "Ветеран авиации МЧС России", нагрудный знак "За заслуги", медаль "За отвагу на пожаре", медаль "Участнику чрезвычайных гуманитарных операций", медаль "За безупречную службу". Женат, имеет двух сыновей.

Петров Георгий Лаврентьевич (штурман), 1968 года рождения. В 1989 году окончил Ворошиловоградское высшее военное авиационное училище штурманов. В МЧС России с 2008 года. Неоднократно участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации. Награжден ведомственными наградами: нагрудным знаком "Участнику ликвидации последствий ЧС", медалью "За отвагу на пожаре", медалью "За содружество во имя спасения", медалью "За пропаганду спасательного дела", нагрудным знаком "За заслуги". Имеет сына.

Разбившийся Ил-76 обнаружил летчик Иркутской авиалесоохраны

Кузнецов Виктор Николаевич (бортовой инженер), 1957 года рождения. В 1988 году окончил Московский институт инженеров гражданской авиации. В МЧС России с 1996 года. Неоднократно участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и за рубежом. Имеет государственные награды: медаль "За спасение погибавших", медаль Нестерова. Ведомственные награды - медаль "Участнику чрезвычайных гуманитарных операций", нагрудный знак "Ветеран авиации МЧС России", медаль "За безупречную службу", нагрудный знак "За заслуги". Женат, имеет сына.

Мурахин Игорь Евгеньевич (бортовой радист), 1959 года рождения. В 1979 году окончил Ленинградское мореходное училище Министерства морского флота, в 1990 г. - Московский авиационный институт. В МЧС России с 2011 года. Неоднократно участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и за рубежом. Имеет ведомственные награды: нагрудный знак "За заслуги", медаль "За содружество во имя спасения", медаль "За пропаганду спасательного дела". Женат, имеет сына.

Сусов Сергей Анатольевич (бортовой оператор), 1973 года рождения. В 1992 году окончил Луховицкий авиационный техникум. В МЧС России с 2008 года. Неоднократно участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и за рубежом. Имеет ведомственные награды: медаль "За содружество во имя спасения", медаль "Участнику чрезвычайных гуманитарных операций", нагрудный знак "Участнику ликвидации последствий ЧС", нагрудный знак "Участнику ликвидации последствий ЧС", нагрудный знак "Отличник авиации МЧС России", нагрудный знак "За заслуги". Женат, имеет двух дочерей.

В Иркутской области 4 июля объявили днем траура

Макаров Сергей Аркадьевич (бортовой оператор), 1968 года рождения. В 1990 году окончил Егорьевское авиационное техническое училище гражданской авиации. В МЧС России с 2011 года. Неоднократно участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и за рубежом. Имеет ведомственные награды: нагрудный знак "Участнику ликвидации последствий ЧС", нагрудный знак "За заслуги", медаль "За содружество во имя спасения", медаль "За усердие". Женат, имеет сына и дочь.

Хадаев Марат Маркленович (бортовой оператор), 1964 года рождения. В 1989 году окончил Харьковское высшее военное авиационное инженерное училище. В МЧС России с 2012 года. Неоднократно участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и за рубежом. Награжден ведомственными наградами - нагрудным знаком "За заслуги", нагрудным знаком "Участнику ликвидации последствий ЧС".

Жданов Вадим Георгиевич (авиационный техник), 1963 года рождения. В 1990 окончил Московский институт инженеров гражданской авиации. В МЧС России с 2011 года. Неоднократно участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и за рубежом. Имеет ведомственную награду - нагрудный знак "За заслуги". Женат.

Машнинов Андрей Михайлович (авиационный техник), 1966 года рождения. В 1986 году окончил Московский техникум железнодорожного транспорта.8 В МЧС России с 2008 года. Неоднократно участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и за рубежом. Имеет ведомственные награды: нагрудный знак "Участнику ликвидации последствий ЧС", медаль "Участнику чрезвычайных гуманитарных операций", медаль "За содружество во имя спасения". Женат, имеет двух детей

Аварии и катастрофы Иркутская область Восточная Сибирь