История с восстановлением надгробия генерал-фельдмаршалу Дмитрию Милютину и его супруге началась с публикации в журнале "Родина". Милютин ушел из жизни 25 января 1912 года, в своем крымском имении Симеиз, всего на два дня пережив горячо любимую жену (они прожили вместе 69 лет). По всей русской армии был объявлен траур. Через всю страну двигался печальный кортеж. Под залпы траурного салюта супруги были захоронены на фамильном участке Милютиных на Новодевичьем кладбище, неподалеку от Успенского храма. Журналисты раскрыли, что в 1930-е годы надгробия были утрачены и решили восстановить мемориал.
"Раньше в советской прессе была такая формулировка - "действенность печати", когда принимаются какие-то меры, - напомнил Игорь Коц.- Действенность печати - сегодня это не самая популярная история. И вдруг в редакцию, вот в этот зал на "Деловой завтрак" "РГ" пришел министр культуры Владимир Мединский. И мы ему тоже показали нашу заметку, попросили помочь. На моей журналистской памяти такое чудо было впервые. Он решил вопрос по существу мгновенно: "Мы сделаем это надгробие, мы его установим", - сказал министр".
Михаил Мягков рассказал, как проходило восстановление мемориала. "Мы провели ряд изысканий в архивах, в том числе подняли документы из Музея архитектуры имени Щусева, нашли фотографии еще дореволюционные, где показаны как раз надгробия фельдмаршала Милютина и его супруги, которые находились в родовом склепе, - рассказал советник Министра культуры РФ. - Там был похоронен его сын, брат, мать. И выяснилось, что могила располагалась слева от входа в Успенский храм. В 30-е годы была реконструкция на территории Новодевичьего монастыря. Ряд захоронений были утрачены. Была проложена новая аллея, что тоже изменило ландшафт местности. Поэтому одна из главных задач, которую мы ставили перед собой, - выяснить, каково было это надгробие, где оно располагалось, чтобы восстановить до подлинности вот эту историческую справедливость, историческую правду. Все это нами было проделано и созданы копии надгробий, которые и были ранее".
Дмитрий Алексеевич Милютин известен как великий военный реформатор. Разработанный им Закон о воинской повинности сократил срок службы с 25 лет до шести в сухопутных войсках и семи - на флоте. Милютин учредил институт "запаса", действующий поныне, и ввел обязательное обучение солдат грамоте. Он же отменил в армии телесные наказания - шпицрутены, клеймение, кандалы.
"Дмитрий Алексеевич Милютин - это такой человек, о котором можно говорить очень много и все равно не скажешь самого главного, - констатировал историк Семен Экштут. - Судите сами. Это был человек, который избавил русскую армию от многолетней коррупции, потому что командиры полков рассматривали свои части, как вотчины и извлекали безгрешные доходы <…>. Милютин с этим покончил. Потому что полковые командиры стали получать деньги на то, на что было нужно. И им не нужно было заниматься коррупцией, чтобы покупать амуницию или духовые оркестры.
Милютин был доктором истории. И это звание было присуждено ему за его научные труды Петербургским университетом. Живя в Симеизе в течение тридцати лет, Дмитрий Алексеевич написал двенадцать томов книг. Семь томов воспоминаний и пять томов дневников. Они изданы, благодаря профессору Московского университета Ларисе Георгиевне Захаровой. С моей точки зрения практикующего историка, это самый серьезный вклад в отечественную историографию. Это кладезь материалов. Мне посчастливилось прочесть все эти двенадцать томов. По сути, это новый университет. Милютин, как пишущий историк, говорил: я прекрасно понимаю, что лоскуток бумаги для будущего историка, может иметь громадную цену. Поэтому он фиксировал все.
То наследие, которое оставил нам Милютин, еще по сию пору не освоено. И историки сделают массу очень серьезных открытий, внимательно прочитав эти двенадцать томов. Я даже думаю, что есть смысл выпустить какое-нибудь сокращенное издание, в двух или трех томах для публики, с иллюстрациями, с хорошими комментариями. Потому что ясно, что двенадцать томов прочтут только специалисты. А вот двухтомник или трехтомник избранных воспоминаний Милютина, прочтут и более широкие круги читателей".