У всех еще жив в памяти ажиотаж вокруг экспозиции Серова в начале года, и руководители Третьяковки, кураторы выставки обещали рассказать на пресс-конференции, прошедшей в ТАСС, как они планируют уберечь посетителей выставки великого мариниста от долгого томления в многокилометровых очередях, от выламывания дверей и прочих никому ненужных казусов.
Выставка Айвазовского, по прогнозам устроителей, будет вполне сопоставима с серовской по популярности, и многих волновали в первую очередь вопросы организации. К счастью, центром обсуждения стала все-таки не столько проблема продаж билетов и безопасности, сколько искусство Айвазовского, коллекция его шедевров, которую мы увидим.По словам директора ГТГ, главной целью выставки было стремление определить роль Айвазовского в российском и европейском контексте, показать его как самого позднего романтика и снять с него штамп художника, поставившего свое искусство на поток.
- Поверьте, это художник современный, - говорила директор ГТГ. - Он поднимал совершенно современные сегодня темы: скажем, всевластна ли стихия перед лицом человека. А его техника такова, что молодежи, которую мы ждем на выставке, будет поучительно увидеть, как такой выразительности можно достичь просто руками художника, без всяких компьютеров.
В выставке участвовала вся страна - работы Айвазовского были собраны по 23 музеям и частным собраниям, среди которых, кроме санкт-петербургского Русского музея, Центральный военно-морской музей, музеи Самары, Тулы и других городов. Заглавной картиной выставки, ее символом, стала работа "Черное море": это безбрежная свинцово-синяя равнина, в которой, по словам гендиректора ГТГ, воплотилась вся метафизическая мощь творчества Айвазовского.
- Мы хотим показать его разным: не только живописцем, но и человеком, - говорила на пресс-конференции заведующая в ГТГ отделом живописи второй половины XIX - начала XX века, куратор выставки Галина Чурак. - И потому ушли от хронологического построения выставки и разделили выставку на разделы. Например, на выставке будет зал "Морские стихии", где будет видно, как Айвазовский видел и показывал штиль, а как - ураган. Мы познакомим зрителя с живописными (и не только) результатами его путешествий по миру. В его паспорте не было свободного места - он, желая почувствовать морскую стихию во всей полноте, объездил всю Европу. Мы расскажем, что он сделал для родной Феодосии...
Количество экспонатов выставки приближается к 200, среди них 120 живописных полотен, десятки графических листов, навигационные приборы, макеты кораблей, архивные документы... Словом, зрителя на выставке, что откроется в конце июля в Третьяковке, ждет Айвазовский-художник и личность.
А в том, что касается обеспечения порядка и возможности попасть на выставку максимально большому числу зрителей, то решения, которые, как высказалась на пресс-конференции Трегулова, "стелили соломку" под проект, были приняты. ГТГ ввела онлайн-продажу билетов, которые можно купить прямо сейчас, и это ставит московских и иногородних почитателей Айвазовского в равные условия. Будут и сеансы: 3 дня в неделю на выставку можно будет прийти с 13 до 19 часов и три дня - с 10 до 21. Не будет ограничена длительность пребывания посетителя на выставке. Билеты можно будет распечатывать дома, а можно и, не распечатывая ничего, просто, придя на выставку, поднести к терминалам на входе в ГТГ экран смартфона...
Так что, похоже, и организация выставки любимого в России живописца стала сюжетом, "достойным кисти Айвазовского".