06.07.2016 22:00
Общество

Журналист "РГ" прыгнул на веревке с высоты 20-этажного дома

Журналист "РГ" прыгнул на веревке с высоты 20-этажного дома
Текст:  Руслан Мельников
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №148 (7016)
- Куда едем?
Читать на сайте RG.RU

Проще было показать таксисту схему проезда на смартфоне и дать координаты для навигатора, чем объяснять, как проехать к месту сбора ростовских роуп-джампингеров.

- Это там, где труба, что ли? С которой сумасшедшие прыгают на веревке?

- Ну да! - обрадовался я. - Откуда знаете?

- Многие сейчас туда ездят, - пожимает плечами таксист.

- Ну, а возвращаются-то все? - неудачно пытаюсь пошутить.

- Не знаю, - еще одно флегматичное пожимание плечами. - Мое дело отвести клиента до места. А вообще-то не понимаю я этого развлечения. Мне хватает дорожного адреналина. Машина, мотоцикл - это да. Но труба - не, ну ее на фиг!

Зловещая труба торчит в 7 км от Ростова, в стороне от дорог и людей. Хорошенько так торчит, впечатляюще. На 60-метровой высоте (между прочим, высота 20-этажного дома) оборудована площадка для прыжков. Вокруг - заросшие останки котельной.

Под трубой меня встречает немногословная девушка с выбритыми висками и красными волосами. Представляется Победой. Сверяется по списку заявок. Принимает деньги: прыжки - удовольствие не бесплатное.

В Дагестане пройдет фестиваль экстремальных видов туризма

- Первый раз? Фото, видео делаем? Вещи оставляйте внизу. Очки, кепку, телефон - тоже.

Влезаю в подвесную систему, к которой будет крепиться веревка. Но пока к подвеске прищелкивается лишь страховочный карабин, связавший меня с тросом, пропущенным под скобами, по которым еще нужно вскарабкаться на трубу. Да-да, лезть на высоту гипотетической 20-этажки прыгунам приходится самим: лифтов здесь нет.

- Когда будете подниматься, старайтесь работать ногами, а то руки быстро устанут. И вниз лучше не смотреть, - инструктирует Победа.

Лезу. Подъем не из легких. Забыв о совете Победы, подтягиваю тело руками. Где-то на полпути чувствуется усталость. Кажется, что труба, никогда не кончится. Вниз все же периодически поглядываю - интересно. И красиво. Кое-где скобы в выкрошенной кирпичной кладке пошатываются под руками и ногами. На высоте все кажется таким ненадежным.

- Мамаааааа! - навстречу мне с визгом летит девушка, вцепившаяся в веревку обеими руками.

Натянувшись, она дергает прыгунью, мотает из стороны в сторону. Девушка не умолкает. Но теперь, когда опасность миновала, в визге слышится не панический ужас, а восторг.

- Здравствуйте! - на огражденной прыжковой площадке меня встречают еще две девицы Трешка и Малая. У них ответственная функция: снимать прыжки. Съемки ведутся с платформы, вынесенной за ограждение, и операторы пристегнуты страховочными фалами.

К прыжку готовится молодой парень. С неохотой перелезает через ограду на точку отрыва - небольшой трамплинчик с отметкой "60 м" и стрелкой, безапелляционно указывающей вниз. Прыгун тихонько матерится. Суть негромкой витиеватой тирады такова: зачем мне все это нужно?

- Ближе к краю! - требует инструктор в непроглядно-зеркальных горнолыжных очках.

Негнущиеся ноги чуть сдвигаются с места.

- Девушка перед тобой прыгнула, - напоминает инструктор. - Неужели ты не сможешь?

Аргумент железобетонный: парень обреченно вздыхает.

- Три, два, один, пошел!

Прыгун преодолевает страх и шагает в бездну. Откуда-то снизу доносится то ли крик, то ли мат.

Почему катание на крышах поездов нельзя считать экстремальным спортом

Во время паузы необходимой, чтобы спустить на землю покачивающегося на веревке экстремала, отцепить его, поднять и проверить снаряжение, можно поговорить.

Судя по словам инструктора Алекса в горнолыжных очках, роуп-джампинг пока официально не признан в России как вид спорта. Тем не менее, команда No Fiar, взявшая в аренду трубу под Ростовом, организует прыжки уже несколько лет. Через эту трубу прошла уже не одна тысяча человек, и за это время не было ни одного несчастного случая. Как объясняют организаторы, прежде чем начать прыжки, они тщательно рассчитывают возможные траектории полета и "маятника", затем экспериментируют с грузом, потом испытывают прыжковый объект сами и лишь после этого приглашают сторонних экстремалов. Каждый прыжок проходит с двойным контуром страховки, то есть роуп-джампингеры прыгают не на одной, а на двух веревках, при этом карабины, сами веревки и прочее снаряжение используются с большим запасом прочности.

Незаметно разговор переходит на другую тему. Я узнаю об основателе роуп-джампинга - американце Османе, и о том, что родоначальник этого экстремального спорта... разбился. Перетерлась веревка. Не самая вдохновляющая информация перед первым прыжком.

- Сейчас, как ни странно, на прыжки охотнее приезжают девушки. Может, им не хватает адреналина в обычной жизни. Возраст у клиентов тоже самый разный. Вчера, например, прыгал 61-летний пенсионер. Был в восторге, - продолжает Алекс, пристегивая веревки и еще раз проверяя подвесную систему.

Краткий инструктаж прост как щелчок карабина: оттолкнуться посильнее, когда закончится обратный отсчет. Всего-то делов! Потом повторная проверка, ее проводит другой инструктор Малой: перестраховка от пресловутого человеческого фактора. А потом... Потом приходит время лезть через ограждение. Мне дают в руки экшн-камеру на селфи-палке, фиксируют ее петлей на кисти.

- Ближе к краю! Руки в стороны!

Почти физически ощущаю, как что-то отталкивает от бездны под ногами. Отсюда, с открытой площадки, все выглядит страшнее, чем из-за ограды. И кто бы мог подумать, что 60 метров - это так много! Внизу, прямо под носками кроссовок - игрушечные машинки, деревья и едва различимые люди. В зелени сереет бетон...

- Вниз не смотри! Смотри прямо!

Мозг отказывается верить в реальность происходящего. А за спиной уже идет обратный отчет.

- Три! Два! Один! Пошел!

Названа лучшая машина для экстремального вождения

Самое неразумное в этой ситуации - промедлить. С каждой секундой страх будет только нарастать. А потому на счет "один-пошел" толкаюсь обоими ногами. И стараюсь не кричать - несолидно.

Свист в ушах. Несущаяся навстречу земля. Черное жерло старого колодца прямо подо мной. Растя-я-янувшееся время...

Рывок, ремни подвески впиваются в ребра, меня дергает куда-то в сторону и вверх и вся хваленая двойная страховка - в клочья! Так кажется в тот момент, когда я вновь ощущаю свободное падение. Но нет, меня всего лишь подбрасывает к небу, а затем швыряет на трубу. К счастью, это тоже иллюзия: траектория не предполагает столкновения. Труба проносится в стороне. Раз, другой, третий...

Меня постепенно спускают - к дежурному инструктору Тиму, который принимает на земле ошалелых прыгунов и помогает им выпутаться из "сбруи".

- Поздравляю с первым прыжком! - мне жмут руку.

Комментарий

Глеб Албул, замгендиректора ростовского клуба альпинизма и туризма "Планета"

- Думаю, у энтузиастов, которые организуют прыжки, нет такой квалифицированной подготовки и необходимых расчетов, которые есть у зарубежных компаний, давно занимающихся этим бизнесом и имеющих большую практику. Взять хотя бы веревки. Они бывают динамические, статические, отечественные, импортные и все рассчитаны на разные нагрузки с определенным количеством срывов. Это нужно учитывать. Между тем четких требований к роуп-джампингу, насколько мне известно, нет. Сам я ни разу не прыгал, и мы это направление не развиваем, потому что не считаем, что сможем обеспечить безопасность.

Макс Шульц, лидер команды роуп-джампингеров No Fiar

- Люди прыгают главным образом, чтобы преодолеть себя. В обыденной жизни нам нечасто приходится заниматься этим, а в роуп-джампинге человек переступает через один из самых сильных своих страхов - страх высоты. И удовольствие получает не столько от падения, сколько от того, что смог сделать этот шаг. То, чем мы занимаемся, законом не запрещено. Незаконным может оказаться нахождение на объекте, с которого совершаются прыжки, но мы официально арендовали трубу котельной, предназначенной под снос. Саму котельную снесли, а труба осталась.

Елена Родионова, руководитель пресс-службы ГУ МЧС по Ростовской области

- Если организаторы прыжков с веревкой не имеют лицензии и действуют без надлежащего контроля, то безопасность подобных развлечений находится под вопросом.

Образ жизни