Научно-исследовательский центр исследований и перспектив развития бронетанковой техники Вооруженных Сил Российской Федерации 3-го ЦНИИ Минобороны РФ - так полностью именуется бывший 38-й Научно-исследовательский испытательный институт. Но больше он известен как Полигон. Так даже называлась автобусная остановка перед КПП.
Сегодня КПП нет. Жилая территория некогда закрытого военного испытательного института полностью открыта и основательно заросла травой. Территория, где еще живут люди, создававшие и испытывавшие бронетехнику, признанную лучшей в мире, производит печальное впечатление заброшенности и ненужности. А ведь не так уж и давно все было иначе.
Полигон Управления мотомеханизации РККА начали строить в 1931 году. Местом его дислокации выбрали подмосковную Кубинку. Это оказалось удобно с транспортной точки зрения - рядом Белорусская железная дорога и Минское шоссе. Хорошее электроснабжение. И скрытность - Полигон был в гуще леса. Когда читаешь перечень требований к Полигону, диву даешься - как же грамотно подходили к такому делу всего через десять лет после окончания Гражданской войны. До мелочей прописано все, вплоть до обязательного наличия метеостанции со штатным расписанием, санчасти и клуба. А уж то, что касалось кадрового и технического обеспечения - тут и говорить не о чем.
Полигон только начинали создавать, а уже начались испытания. Первым танком, испытанным в Кубинке, стал американский "Кристи". Советское правительство приобрело в США несколько танков для испытаний. Посмотреть на чудо заморской военной техники в Кубинку приехали Сталин, Ворошилов, Молотов, Орджоникидзе. Если верить давним воспоминаниям ветеранов, командовал тогда Ворошилов. Сталин держался в тени.
Американский танк показал себя слабо. Как говорилось в отчете, он "требует как боевая машина большой доработки, введения ряда конструктивных усовершенствований и изменений". Тем те менее, "Кристи" скопировали и под маркой БТ-2 запустили в серийное производство. Советский БТ-2 тоже испытали в Кубинке, и он показал еще худшие результаты, чем его американский прообраз. Что не удивительно. Стоит повторить, со времени опустошительной Гражданской прошло 10 лет, ни настоящего машиностроения, ни подготовленных кадров в СССР просто не было.
Но спустя 10 лет, в 1941-м, Советский Союз имел собственное танкостроение и лучшие в мире на то время тяжелые танки КВ, ставшие классикой средние Т-34. Они, естественно, прошли испытания на Полигоне в Кубинке. И отчеты о них бравурными не были. Но и времени на доводку не хватило. Тем не менее, работы по совершенствованию продолжались и в войну. До января 1943 года в Т-34 с 76 мм пушкой было внесено более 200 конструктивных изменений.
В 1941-м году Кубинка врагу не сдалась. Но Полигон эвакуировали в Казань, однако очень скоро все вернулись обратно, и начались испытания как новейшей советской бронетехники, так и захваченной немецкой. Кому-то в это трудно поверить, но в 1943-м году в отчетах испытателей полигона, которые в обязательном порядке читал Сталин, говорилось о том, что немецкие танки "Пантера" и "Тигр Т-VI" по многим техническим характеристикам, бронезащите и огневой мощи полностью превосходили и средние Т-34, и все типы тяжелых КВ. Никого за эту неудобную правду не расстреляли.
Благодаря той объективности испытателей и руководителей кубинского Полигона были активизированы работы по созданию новых машин. И скоро в войсках появились ИС-2, которые Сталин назвал "танками победы", "зверобои" ИСУ-152 и прекрасные Т-34/85.
В немалой степени потому, что в СССР имелся такой научно-исследовательский и испытательный центр, как в Кубинке, наша страна во второй половине ХХ века стала законодателем моды создания бронетехники во всем мире.
Впервые в нашей армии стали в строй танки второго послевоенного поколения - это были Т-64. У нас создали лучший в мире плавающий танк ПТ-76. У нас появились оптимальные по конфигурации бронетранспортеры БТР-60, БТР-70 и БТР-80. Именно они стали прообразами лучших колесных бронемашин НАТО.
В Кубинке на базе 38-го НИИИ БТВТ испытывались и доводились первые образцы активной защиты танков "Дрозд" и "Арена". Здесь испытывались и совершенствовались различные виды динамической защиты бронемашин. Здесь проходила испытания машина, планировавшаяся стать основным нашим танком ХХI века - "объект 195".
Полигон в Кубинке всегда отличался не только высочайшим профессионализмом своих сотрудников, но и их принципиальностью. Невзирая ни на какое давление сверху, безжалостно отсеивалось то, что было как бы и очень внешне эффектно, но совершенно небоеспособно. Образцы, не ставшие на вооружение, можно увидеть в музее бронетехники, который когда-то находился на территории Полигона - 38-го НИИИ БТВТ. Танкисты оказались прозорливее летчиков. Все образцы отечественной и зарубежной бронетехники, проходившие испытания в Кубинке, сохранялись. И со временем стали основой крупнейшей в мире коллекции боевых бронированных машин.
Сегодня когда-то закрытый музей бронетехники открыт и передан в Центральный музей вооруженных сил. Техническая территория самостоятельного военного НИИИ хоть и не открыта, но тоже передана в ведение Центрального НИИ Минобороны, став всего лишь его подразделением.
Торжественное собрание в военно-патриотическом парке Патриот, посвященное с 85-летию бронетанкового Центра, прошло очень тепло. Вспоминали историю, гадали о будущем.
С Полигоном в Кубинке по своим возможностям, да и то не всем, когда-то мог сравниться только Абердинский танковый полигон в США. В области танкостроения за океаном ничего интересного так и не создали, хотя денег не жалели.
У нас, несмотря на постоянный финансовый дефицит, появилась бронетехника действительно новых поколений. В частности, наши конструкторы первыми создали танк третьего послевоенного поколения - Т-14 "Армата". Насколько качественно пройдут испытания "Армат", "Бумерангов", "Курганцев" и "Коалиций"? Вопрос открыт. Но специалистам ясно, что сделать это можно лишь в самостоятельном исследовательском центре, имеющем право решающего голоса.
Впрочем, работы в Кубинке продолжаются. Начальник НИИЦ БТ 3-го ЦНИИ МО РФ полковник Александр Пантелеев, выступая на торжественном собрании, с гордостью доложил, что текущем году выполняется 59 научно-исследовательских работ, в 15-ти из них Кубинка участвует головной организацией.
Не так давно в Кубинке испытывалась итальянская колесная бронетехника "Кентавры" и "Фреччиа". Во времена Сердюкова их рассматривали на предмет покупки для Российской армии. Своих заявленных характеристик итальянские машины не подтвердили. Хотя и достоинств в них немало. Итальянцы обиделись. А им бы благодарить кубинских испытателей надо было. Ведь "Кентавры" и "Фреччиа" подверглись такому суровому тестированию, которое в родной стране вряд ли проходили. Достоинства их были подтверждены, скрытые недостатки полностью выявлены. А для чего еще нужен испытательный полигон?
С 85-летием, танкисты-испытатели легендарного Полигона в Кубинке!