13.07.2016 00:46
В мире

В Брестской области возрождена древняя традиция

В Брестской области возрождают древнюю традицию
Текст:  Александр Митюков (alexbresta@gmail.com)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №25 (749)
Вместе с входящими в моду вышиванками в одежде белорусов может появиться еще один аутентичный элемент, без которого сто с лишним лет назад нельзя было показаться на улице. Это традиционные пояса, которые нашим предкам порой заменяли паспорт. Когда-то их ткали в каждой деревне. За возрождение традиции восемь лет назад взялись в небольшом горпоселке Антополь Брестской области. Так местный центр ремесел, куда мне посчастливилось попасть на мастер-класс, стал хранилищем белорусского информационного кода.
Читать на сайте RG.RU

Местных народных умельцев найти несложно. Любой житель поселка укажет дорогу, да еще и передаст привет директору Галине Степанюк. Это она вдохнула в Антополь вторую жизнь. Галина Михайловна показывает альбом с фотографиями: выставки, фестивали, будни - целая летопись. Это при том, что еще лет 10 назад, говорит директор, о ткачестве здесь и не помышляли.

Адыгея приняла участие в кубанской выставке-ярмарке народных ремесел

- Все начиналось с кружка народного творчества. Потом был создан районный центр ремесел. Руководство от культуры нам предложило заняться ткачеством поясов, хотя раньше я с этим не сталкивалась.

Начинали с нуля. Технологии искали в литературе и этнографических экспедициях. Всезнающего Интернета тогда не было, да и сейчас у центра нет своего сайта и электронной почты. Ценную информацию ученики Галины Степанюк, это около 10 местных школьников, берут из первоисточников.

Кстати, знания можно почерпнуть на фестивалях, где антопольцы дают мастер-классы. Забавно: умельцы преподают уроки ткачества и при этом учатся сами. На "Дажынках" в Кобрине, например, Галина Степанюк узнала, что такое "пояс брата":

- Напротив меня стояла пожилая женщина и наблюдала за моей работой. А потом стала делиться воспоминаниями. Говорит, переплела множество поясов, ведь в нашей традиции на свадьбу ни лент, ни рушников не вязалось. Невесте нужно было выткать более ста различных поясов для гостей. Чего стоил только один, для брата жениха, длиной в 4 метра и 20 сантиметров с васильковой, белой и голубой нитками...

На создание хорошего пояса у мастера уходит около пяти дней. Это если ткать с утра до вечера с перерывом разве что на обед. Так что на сто поясов нужно потратить около двух лет!

Перед началом "урока" Галина Степанюк проводит небольшой экскурс. В поясах когда-то была зашифрована информация о его хозяине. Оказывается, каждый белорус получал с рождения пояс как метрику:

- Новорожденным дарили пояски-повивачи. Яркие, разноцветные. От дурного глаза. Считалось, что чем больше там пестрых ниток, тем лучше, ведь, в первую очередь, чужие будут смотреть не на малыша, а на повивач. Его же невеста надевала под свадебное платье. Это был самый сильный оберег.

Показаться на людях без пояса считалось верхом неприличия. С мужчиной могли не поздороваться, а то и вовсе устроить ему бойкот. Именно поэтому несдержанного человека называют распоясавшимся.

Вышиванки и пояса есть у многих народов, а вот различий между ними множество. К примеру, узоры, вытканные в Каменецком районе Брестской области, существенно отличаются от тех, что встречаются в Дрогичинском, где и находится Антополь. Разгадать сегодня весь шифр, увы, непросто. Но все же основные символы, обозначающие социальное и семейное положение, известны. Их можно было увидеть на сельской свадьбе, где собирались представители различных сословий. Бедняки надевали пояса из чистого льна, зажиточные сельчане вплетали нити из шерсти и шелка. Оконфузиться, заигрывая с замужней дамой, невозможно. Пояс, говорит Галина Степанюк, и тут говорил обо всем, без всякого штампа в паспорте:

- Незамужние девушки носили тонкие пояски с коралловыми нитями. По краям - желтая и салатовая полоски. А после свадьбы вкраплялась черная - символ плодородия, чтобы обязательно родила ребеночка. Был свой пояс и у бобыля. Плели его из чистой шерсти. Одна нитка - светло-бежевая, вторая - цвета переспелой вишни.

Впрочем, проще всего отличить холостяка от того, кто связан узами брака, можно было по тому, как завязан пояс. У женатых - на правую сторону, у свободных - налево. Как раз в том направлении, куда сейчас ходят неверные супруги.

Жительница Тырныауза возродила древние киизы балкарцев

Опоясанным белорус жил до самой смерти. Есть версия, что и в гроб тоже клали пояс. По крайней мере, об этом на одном из фестивалей Галине Степанюк поведал местный старожил, попросивший ее соткать ему пояс из трех полос. В центре - широкая черная, символизирующая землю, а по краям узкие ярко-оранжевые - цвета солнца. Такое вот "свидетельство" о смерти.

Конечно, в XXI веке всерьез говорить о сакральности поясных орнаментов трудно. Но необъяснимые вещи все же есть. Саша Черняк, "выпускник" центра ремесел, как-то выткал пояс, который остался висеть в мастерской. Спустя некоторое время его бабушка принесла в центр пояс своей прапрабабушки, который случайно нашла у себя в деревне. Галина Степанюк не поверила глазам: узоры на обоих поясах были одинаковыми. Это при том что Саша никогда в жизни ту старинную работу не видел.

За разговором от теории переходим к практике. Прежде чем сесть за работу, снимаю конец ниток, привязанный к спинке стула, и обматываюсь им. Галина Михайловна поправляет: натягивайте сильнее! Спина напрягается как струна. А дальше нужно совершать фантастические манипуляции, которые далекому от любого рукоделия человеку описать трудно. Скажу лишь, что руки устают не меньше, чем спина, так что после двадцати минут таких упражнений кажется, что вышел из тренажерного зала. Наставник улыбается:

- Здесь только две планки, соединенные нитками, а в Слуцких поясах их 400, при этом узоры делают там двухсторонние.

Галина Степанюк уверена, что в каждом белорусском селении можно возродить традиции. А я добавлю: нужны еще вот такие энтузиасты. Которым нужно поклониться. В пояс.

Беларусь