Сезон караванеров
Автокемпинг - это место отдыха непритязательных туристов, путешествующих на своих автомобилях и готовых жить не в гостиничных комфортабельных номерах, а в простой палатке или летнем домике с удобствами во дворе. В Крыму практически все пристанища для автотуристов расположены вдоль побережья. Эти объекты предлагают путешественникам на колесах самые разные услуги - от простых охраняемых автостоянок до деревянных коттеджей с бассейнами.
По данным министерства курортов и туризма РК, в Крыму в 2016 году действует девять автокемпингов: "В гостях у Джокера" в Большой Алуште, "Крым", "Голубой залив", "Белая Русь", "Прибрежный" и "Поляна Сказок" в Большой Ялте, "Т.А.К. Капсель" в Судаке, "Дельфин" в Евпатории и "Сосновый бор" в Бахчисарайском районе. В среднем каждый объект предлагает отдыхающим 200-350 палатко-машиномест.
Главная претензия российских туристов - низкий уровень сервиса.
- Я повидал в свое время достаточно много кемпингов и лагерей в разных местах, но такого жуткого отношения к клиентам не встречал нигде, - говорит автотурист из Москвы Игорь. - Это патологическая жадность владельцев, помноженная на откровенное хамство персонала при решении любых вопросов. Нередко "шоколадные" условия, расписанные на сайте лагеря и размещенные там умилительные фотографии - на практике полная фикция.
Многие из караванеров считают, что полуостров в этом сегменте не выдерживает никакой конкуренции с Кубанью.
- Крым по сравнению с уже привыкшим к заморской конкуренции и значительно поднявшим уровень обслуживания Краснодарским краем очень отстал в этом бизнесе. На "перевоспитание" и повышение уровня обслуживания понадобится не один год, - делится своими впечатлениями о крымском отдыхе Александр из Новосибирска.
Впрочем, некоторые автотуристы отмечают и плюсы крымских автокемпингов.
- В прошлом году отдыхали в автокемпнге между Симеизом и Кацивели. Его территория огорожена и охраняется, - рассказывает Алексей из Питера. - Есть большие деревья, под которыми можно прятаться от солнца в жару. Доступен wi-fi. Рядом - небольшой магазинчик и кафе. Есть туалет и душевые кабинки. Сделали бы их поприличнее - и было бы отлично.
На море с картошкой
До 2014 года 80 процентов клиентов крымских автокемпингов были граждане Украины, на долю россиян и белорусов приходилось 15 процентов, на долю европейцев и граждан других стран - пять процентов. После вхождения Крыма в состав РФ структура турпотока кардинально изменилась. И многие владельцы палаточных городков оказались к этому не готовы.
Как рассказали "РГ" владельцы автокемпингов, по состоянию на начало июля заполняемость их объектов - на уровне 20-30 процентов. Увеличение числа автотуристов ждут в конце июля - начале августа.
- При Украине в это время наш автокемпинг был уже заполнен. Российские и украинские туристы значительно отличаются: россияне более требовательны к уровню сервиса, они побывали во многих странах, и им есть с чем сравнивать, - говорит собственник автокемпинга Владимир Янов. - Украинцы попроще: собрались в Крым, загрузили в машину по мешку картошки и лука, взяли банку сала и поехали. Их такой отдых вполне устраивал, потому что они менее платежеспособны, чем россияне. Их основные требования - наличие стоянки для машины и места, где можно готовить пищу.
Многие украинцы не едут в Крым из-за оказываемого на них давления: отдых на полуострове власти незалежной считают чуть ли не национальной изменой. А на украинских пунктах пропуска у автотуристов, направляющихся в Крым, нередко отбирают большие запасы продуктов.
- Число туристов из Украины значительно сократилось, в прошлом году их было всего 15-20 человек, - говорит директор крымского автокемпинга Валентин Белогрудов. - Сейчас кемпинг полупустой. Наплыв гостей ожидаем после 15 июля. Отдыхом у нас интересовались питерцы и москвичи - они могут себе позволить отдыхать в высокий сезон, когда море прогреется и хорошая погода установится.
Но россияне, в отличие от украинцев, пока еще плохо изучили полуостров как место отдыха с палатками. Поэтому после присоединения к России сюда в основном устремились "классические" отдыхающие - они заполнили отели, санатории и мини-гостиницы.
Научат работать
Тем не менее перспективой открытия новых автокемпингов в Крыму заинтересовались предприниматели с материковой части России. Юрий Колдунов из Питера решил переехать на постоянное место жительства в Крым со всей семьей после того, как провел отпуск на полуострове. Понял, что хочет жить именно здесь. Один из автокемпингов Юрия уже действует на Кубани, а второй он открыл в этом году на Южном берегу при поддержке Российского клуба караванеров. На отсутствие клиентов владелец автокемпинга не жалуется и утверждает, что некоторые отдыхающие оплатили проживание в палатках вплоть до октября.
- Приезжают автотуристы из Екатеринбурга, Ханты-Мансийска, в общем со всей России. Большинство отдыхающих - из Москвы и Санкт-Петербурга, - рассказывает Юрий Колдунов. - Хотят приехать и иностранцы - жители Польши, Финляндии, а также Латвии и Эстонии.
Он считает, что этот вид отдыха в Крыму очень перспективный, и даже может быть круглогодичным. Главное - создать для этого все необходимые условия. Автокемпинги, которые хотят остаться на плаву, должны соответствовать всем требованиям и ожиданиям туристов: то есть вложить деньги в инфраструктуру и поднять уровень обслуживания.
Справка "РГ"
Стоянка трейлеров в крымских палаточных городках стоит от 50 до 950 рублей в сутки, аренда места для палаток - от 200 до 500 рублей в сутки, аренда домиков - от 300 до 2000 рублей в сутки.