Постановление о безналичной оплате проезда губернатор Евгений Савченко подписал в начале июня. Курировать проект должен Белгородский информационный фонд. В его ведении, к примеру, обеспечение необходимым количеством транспортных карт, а также строгий учет всех финансовых потоков. Между тем уже первые шаги в этом направлении высветили ряд проблем. Главное - чтобы воспользоваться новыми технологиями, все транспортные компании должны работать в равных условиях. Обеспечить их пока удалось не везде.
В необходимости автоматизированной платы за проезд в регионе не сомневаются. Изучив опыт Липецка, где транспортные карты выпускают уже в виде брелоков и браслетов, пришли к выводу: система удобна и пассажирам, и перевозчикам. Первые не звенят мелочью, рассчитываясь с водителем, на это не тратится время на остановках, а владельцы машин не беспокоятся о том, какую часть выручки присвоил наемный водитель.
Система безналичной оплаты сделает финансовый поток в отрасли прозрачнее. Только для того, чтобы водитель перестал быть посредником между пассажиром и владельцем транспорта, предприниматели должны закупить оборудование - на 33 тысячи рублей. В целом же стоимость проекта в одном только Губкине составит 14,9 миллиона - в нее входит и приобретение необходимой техники, и создание сети терминалов для пополнения карт, и администрирование процесса. При этом бюджетные средства не привлекаются вообще.
Противников перемен пока предостаточно. Предпринимали напоминают о дорожающих топливе и запчастях и не совсем корректных тарифах. Плата за проезд по городу не превышает 15 рублей, а тут требуются внеплановые вложения. Однако представитель компании-инвестора, которая взялась за пилотный проект в Губкине, Вячеслав Коробов уверен, что все скептики скоро станут их сторонниками. Ведь средства, перечисленные за поездку, будут аккумулироваться в едином центре, а уже потом переводиться каждому перевозчику в зависимости от того, в какой именно машине гражданин воспользовался их услугами. Он подчеркнул, что владельцы автобусов увидят скрытые резервы, когда проанализируют данные о количестве пассажиров на каждом маршруте.
Пока же власти ищут способы снизить комиссию за движение финансовых потоков, а также думают над созданием единой структуры, которая могла бы обслуживать перевозчиков, не требуя за это высокой платы. По словам начальника регионального управления информационных технологий и связи Евгения Мирошникова, это вполне оправданно, ведь совсем скоро к проекту присоединятся и другие инвесторы.
Создание системы сбора и администрирования электронных платежей местные власти волнует, впрочем, меньше наболевших проблем отрасли. Так, главы городов заявили о том, что новые технологии будут по карману не всем предпринимателям. Но если кто-то не сможет заплатить за них - сможет ли он работать? И кто его заменит в противном случае?
Именно поэтому в Губкине давно озаботились равенством перевозчиков. Глава муниципалитета Анатолий Кретов признался, что это необходимость, иначе те, кто обслуживает более прибыльные маршруты, попросту вытеснят с рынка менее удачливых игроков.
- В любом сообществе выделяются те, кто понастойчивей, и те, кто поскромнее, - начал он. - Первые забрали выгодные направления, а вторым осталось то, что осталось. И вот в один момент мы решили: никаких маршрутов. Получил предприниматель право перевозок, а дальше - по графику. Сначала выходишь на прибыльный рейс, после - на неприбыльный. Да еще примерно три раза за два месяца стоишь на дежурстве. Это тоже необходимо: когда какая-то машина выходит из строя, ее тут же надо заменить.
Стоит отметить, что в Губкине нет муниципального транспорта. Жителей, в том числе на пригородных маршрутах, обслуживают исключительно частники да автобусы Лебединского горно-обогатительного комбината, которые сложно назвать корпоративными, ведь перевозят они даже льготников. Весь процесс курирует специально созданная муниципальная структура.
Анатолий Кретов признался, что такие перемены в транспортном обслуживании, естественно, понравились не всем.
- Те, кто раньше работал на прибыльных маршрутах, пошумели, конечно, - признал он. - Но потом успокоились и стали работать. А те, кому до этого доставались невыгодные, наоборот, спасибо сказали.
Параллельно в округе внедрили систему мониторинга на основе ГЛОНАСС, и перевозки стали еще прозрачнее. Директор транспортного предприятия Александр Черных отметил, что вложения в нее себя оправдали.
- Жалобы на некорректное поведение водителей исчезли, - сказал он. - Никаких поздних выходов на линию или нарушений скоростного режима.
Но все это - полбеды, считает мэр Белгорода Константин Полежаев. Первым препятствием для внедрения безналичной системы в областном центре он назвал нелегальных перевозчиков. Они и так отбирают значительную часть средств у добросовестных, а теперь последним нужно еще найти деньги для инвестиций. Кроме того, платить картой пассажиры станут лишь в легальном транспорте, в остальном - это еще около сотни машин - по-прежнему будут рассчитываться деньгами. В этой связи возникает вопрос: а так ли необходима белгородцам единая транспортная карта, которую нужно сначала купить, а потом пополнять, если человек, к примеру, пользуется маршруткой два раза в день, да и то - "серой"? К тому же значительная часть автобусов в Белгороде - муниципальная, а это значит, что городской бюджет так или иначе вынужден участвовать в проекте.
Все это подвело местных властей к одному простому выводу: создавать городские транспортные предприятия и поддерживать их постепенно становится бессмысленной задачей. Гораздо важнее - установить единые правила для всех перевозчиков и заставить их соблюдать.