О вероятной разморозке проекта нефтепровода сообщил глава "Транснефти" Николай Токарев. По его словам, Болгария против ликвидации управляющей компании, которая была создана для реализации проекта, и будет участвовать в ее работе. Россию это "приятно удивило".
Нефтепровод длиной 285 километров должен был пройти от Бургаса в обход турецкой территории к Александруполису (см. карту). До и после сухопутного участка - переправка танкерами. Россия, Болгария и Греция заявили о начале работы над проектом в 2007 году, при этом разговоры о нем велись с 1994 года. Цель строительства - сэкономить на переправке нефти и привлечь инвестиции. Заявленная пропуская способность - 35 миллионов тонн нефти в год с возможностью расширения до 50 миллионов тонн.
В прошлом году поставки сырой нефти на экспорт через терминалы "Транснефти" в Новороссийске составили 30 миллионов тонн, через морской терминал Каспийского трубопроводного консорциума - еще 42,76 миллиона тонн. Это около 30 процентов от всей сырой нефти, которая поставляется на экспорт транзитом через Россию или из самой России. Нефть отправляют на мировые рынки в танкерах через проливы Дарданеллы и Босфор, однако последний 16 июля перекрывали (Турция воспользовалась положениями Конвенции Монтре 1936 года о статусе проливов и временно закрыла проход судов с нефтью из-за ситуации в республике и угрозы возгорания).
Трансбалканскому проекту не суждено было состояться еще в 2008 году, когда в Бургасской области прошел референдум. Явка была слишком маленькой - около 27 процентов, но из них более 90 процентов проголосовали против строительства трубы через Болгарию. Причина - высокий риск утечки нефти с танкеров в порту.
"Мы тогда вложились в исследование экологических последствий, и после того как выяснилось, что экологически проект рентабелен, Болгария в 2012 году все-таки окончательно отказалась от проекта", - вспоминает старший научный сотрудник сектора энергетической политики Института экономики РАН, доцент Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Иван Капитонов. При этом, по данным минфина Болгарии, страна уплатила взносы на 7,6 миллиона евро, однако долг перед Россией был погашен без процентов.
Как реагировать России на возродившийся интерес Болгарии к нефтепроводу - вопрос, касающийся геополитики и экономики. "С экономической стороны плюсов почти нет, так как стоимость нефти остается низкой и в ближайшие два года, думаю, она не превысит 80 долларов за баррель. А проект дорогостоящий, - говорит Иван Капитонов. - Если построим трубу в обход проливов, инвестируем деньги, кто будет покупать эту нефть? Рынок поставок уже сформировался, дополнительные объемы по столь экзотическому маршруту вряд ли окупятся".
Кроме того, остается нерешенным вопрос с терминалом в Бургасе, но уже не из-за экологических рисков, а технических загвоздок. Местный порт неглубоководный, и зайти туда непосредственно танкеры не смогут. Потребуются три разгрузочных буя, соединенных трубопроводным транспортом, который уже будет уходить в порт, поясняет эксперт. К тому же пока при наличии открытых черноморских проливов России все же выгоднее использовать исключительно морские пути, без сухопутных участков.
Вопрос еще и в том, что скажет третья сторона - Греция, которая последний раз вспоминала о проекте Трансбалканского нефтепровода в мае 2013 года. В июне прошлого года министр энергетики РФ Александр Новак заверил, что Россия готова возобновить переговоры, так как этот вопрос заочно вновь поднимала Греция. К тому моменту Болгария не поддерживала проект.