Конечно, процесс избавления от непрофильных активов прокатился по всем регионам. Пытались экономить на малом, а в итоге породили огромную социальную проблему. И только недавно пришло осознание, что ситуацию необходимо менять, иначе можно остаться без квалифицированных кадров.
Сегодня фактически все крупные уральские предприятия находятся в поиске наиболее приемлемой и экономически перспективной формулы взаимодействия с оздоровительными объектами. Пути выбирают разные. Одни берут заводское здравоохранение целиком под опеку, другие отпускают на вольные хлеба, обеспечивая лишь ведомственный заказ, третьи договариваются об обслуживании своих сотрудников в сторонних профилакториях.
Потеря опытных кадров
Восстановление ведомственной системы неизбежно, уверены в Роспотребнадзоре. Слишком удручающими темпами растет заболеваемость, инвалидность и смертность трудоспособного населения. По данным службы, после тотальных распродаж пансионатов (к 2000 году предприятия Свердловской области успели избавиться от половины их них) кривая заболеваемости поползла вверх: профдиагноз, а то и инвалидность в тот момент получила почти тысяча человек.
Чаще всего выбывали из строя сотрудники предприятий по добыче полезных ископаемых (48 процентов) и обрабатывающих производств (45) по причине заболеваний органов дыхания, костно-мышечной системы или травмы. В основном это были опытные люди зрелого возраста, что не могло не сказаться на экономике предприятий.
В последнее время разрушение системы охраны здоровья на уральских заводах приостановилось. По данным областной Федерации профсоюзов, с 2010 по 2016 год закрылось и было выставлено на продажу только четыре профилактория. Показатель потери трудоспособности снизился до 361 случая. Тем не менее проблема осталась. Средний Урал, по статистике соцстраха, занимает третье место в стране по количеству травмированных на работе (впереди только Кемеровская и Ростовская области). Если в реальных цифрах, то это 20 тысяч человек на больничном.
Стоп-кран
- Профилакторий стоит копейки, а его все равно закрывают. Потому что у собственника дилемма: то ли позаботиться о рабочих, то ли купить себе самолет. К сожалению, нередко выбирают последний вариант. Это неправильная экономика, которая приводит к социальному взрыву, - возмущался недавно на встрече с трудовыми коллективами глава Башкортостана Рустэм Хамитов.
Как раз с социального взрыва пять лет назад в Свердловской области и началось возрождение ведомственного здравоохранения. Сотрудники одного из заводов призвали к ответу директора, теперь уже бывшего, за то, что он за бесценок продал профилакторий своим родственникам. Противостояние длилось не один год. Суды трех инстанций признали сделку законной, и только Высший Арбитражный суд вынес противоположное решение и вернул пансионат коллективу.
Правда, на баланс его не поставили, сделали самостоятельным. Как пояснили "РГ" в пресс-службе завода, такую форму взаимодействия посчитали наиболее выгодной. Львиная доля путевок по льготной цене выделяется сотрудникам предприятия, оно же является главным инвестором. К примеру, профинансировало создание спа-центра.
Не так драматично развивались события вокруг профилактория "Селен". В 2008 году Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) объявила о плане оптимизации объектов соцкультбыта. Предполагалось сократить расходы на содержание непрофильных активов с 760 до 400 миллионов рублей в год. В первую очередь передали в собственность муниципалитета "Селен", расположенный в 36 километрах от Екатеринбурга.
- К счастью, эксперимент провалился. Через несколько лет, в 2013 году, руководство холдинга решило вернуть профилакторий на свой баланс. Сейчас УГМК ведет продуманную соцполитику, - рассказал главный доверенный врач Федерации профсоюзов Свердловской области Владимир Бондарчук.
По его словам, общего курса на оздоровление на уральских предприятиях пока не наблюдается, но осознание необходимости этого пришло, особенно к руководителям крупных промструктур. Тех, кто сохранил в неприкосновенности ведомственную систему, на самом деле немного. Комбинат "Ураласбест", к примеру, до сих пор содержит профилакторий "Горный лен", построенный еще в послевоенные годы. Только за прошлый год на оздоровительные курсы для персонала здесь потратили 26, 5 миллиона рублей и более 21 миллиона - на путевки для ветеранов производства. Вкладываются значительные суммы и в обновление инфраструктуры, несмотря на то что юридически профилакторий - дочерняя структура.
Сняли стресс
Существуют и другие варианты выхода из "оздоровительного кризиса". Так, трубный завод, после того как влился в межрегиональный холдинг, свой пансионат в Первоуральске закрыл. Все программы сосредоточились в профилактории на территории Челябинской области.
У федеральных ведомств, наоборот, наблюдается активное развитие оздоровительных сетей. Так, в Екатеринбурге в 2010 году открылся реабилитационный центр в Дорожной больнице. Железной дороге эта структура была необходима, она замыкала цикл предоставляемых медуслуг.
- Чтобы продлить профессиональное долголетие, даже внешне здоровым сотрудникам нужна регулярная реабилитация: снять стресс, напряжение, повысить двигательную активность, - рассказывает Анна Найдич, руководитель центра.
Снимать стресс и корректировать физическое состояние здесь готовы не только локомотивным бригадам, но и всем желающим. Ведь под определение "стояче-сидячая работа, связанная с повышенным вниманием и напряжением", подходит немало профессий, а дорогостоящее оборудование не должно простаивать. Правда, если другие услуги Дорожной больницы доступны населению и по полису ОМС, и по договорам с предприятиями, то реабилитация для "чужаков" - исключительно за свой счет.
Город принял
Войти в систему муниципальных или ведомственных заказов - мечта владельца любого медучреждения независимо от формы собственности. Но эту возможность надо еще заслужить и вложить немалые средства в развитие. Так, на восстановление бывшего профилактория "Рубин" Красногорской ТЭЦ в городе Каменске-Уральском частные инвесторы потратили десятки миллионов рублей. В результате получился комплексный оздоровительный центр.
"Рубин" советских времен местные жители еще помнят: здесь и здоровье поправляли, и свадьбы играли. Но, после того как собственники ТЭЦ продали непрофильный актив, профилакторий начал разваливаться на глазах. Пять лет назад инвесторы начали проект, который, по словам мэра города Алексея Шмыкова, дал импульс социальному развитию всей территории.
- Сначала открыли медико-фармацевтический центр "Рубин", недавно - спортивно-оздоровительный фитнес-центр. В планах - реабилитационное отделение. Все это - составные части одной идеи: комплексная поддержка здоровья населения. Медицинская помощь не будет столь эффективна без стимуляции здорового образа жизни. Так что, по сути, это социальный проект, - говорит главврач медико-фармацевтического центра Павел Давыдкин.
Муниципалитет идею однозначно поддерживает. Бассейн для школьников и пенсионеров, фитнес для чиновников и трактористов, йога для сотрудников ЖКХ - именно в таком перерождении бывшего ведомственного профилактория видят перспективу муниципальные власти.
Заинтересовались этим проектом и другие компании, растерявшие свои оздоровительные активы. По нашим данным, руководство ближайшего к Каменску-Уральскому сельхозпредприятия планирует привлечь к оздоровительным и спортивным программам механизаторов, которые в зимний период не так загружены работой, как летом.
Роза Зеленецкая, управляющий Свердловским региональным отделением Фонда социального страхования РФ:
- Год от года увеличиваются суммы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Если в 2013 году мы израсходовали 315 миллионов рублей, то в 2015-м - 365 миллионов. Это средства ФСС, которые мы получаем за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на производстве. На одного застрахованного в прошлом году пришлось в среднем 85 тысяч рублей, но бывают очень сложные случаи, когда затраты на реабилитацию увеличиваются многократно. Самая дорогостоящая помощь, оцененная в 548 тысяч рублей, понадобилась 25-летнему парню с тяжелейшей черепно-мозговой травмой.
Справка "РГ"
В 2015 году в Свердловской области начат пилотный проект комплексной реабилитации пострадавших на производстве. По данным ФСС, все больше клиник хотят поучаствовать в нем. Если в 2013-2014 годах региональное отделение работало только с девятью медицинскими организациями, имеющими лицензию и специализированные площадки, то сейчас их 15.