- Сейчас идет проработка проекта новой системы. Работы должны быть завершены в следующем году и после одобрения Минобороны начнется ее развертывание, - рассказал собеседник издания.
"Охранная сигнализация" Арктики состоит из трех компонентов: морского, космического и наземного. Первый - гидроакустические буи и подводные датчики, улавливают шум надводных и подводных кораблей. Собранная информация через спутники передается в наземный пункт управления. Развернутая система будет прикрывать район в сотни километров.
Головным разработчиком охранного комплекса выступает корпорация космических систем специального назначения "Комета", недавно вошедшая в концерн ПВО "Алмаз-Антей". В проекте задействованы еще несколько десятков предприятий российского ОПК. Главной проблемой при создании системы эксперты называют обеспечение автономности датчиков. Размещенные под водой сонары должны быть достаточно компактны и незаметны, улавливая при этом шумы на большом расстоянии. А системе питания придется обеспечивать энергией не только их, но и аппаратуру космической связи.
- Американские и английские атомные подлодки активно действовали в Арктике еще во времена холодной войны - в частности, заходили в моря, омывающие российское побережье. В последнее время их активность связана с приходом на Северный флот новейших подводных ракетоносцев проектов "Борей" и "Ясень". Также нельзя забывать, что американские субмарины вооружены крылатыми ракетами "Томагавк" с дальностью полета 1,5 тысячи километров, - отметил историк Военно-морского флота Дмитрий Болтенков.
В августе 2014 года корабли Северного флота обнаружили в Баренцевом море подлодку ВМС США класса "Вирджиния". После 27-минутного преследования надводными кораблями и противолодочными самолетами субмарина покинула район.
Полвека назад США развернули в северной Атлантике несколько рубежей противолодочной гидроакустической системы SOSUS. Размещенные на линии Гренландия - Исландия - Великобритания подводные датчики следили за перемещением советских субмарин. Однако система была несовершенна и могла обнаруживать лишь подлодки первого-второго поколений. К тому же советские подводники быстро научились обманывать вражеские "уши": например, преодолевали рубеж под днищем торгового судна. В 90-х годах во время испытаний координаты современной малошумной подлодки составили эллипс размером 216х90 км. Сейчас часть гидроакустических станций SOSUS законсервирована.
Недостатки американской системы будут учтены при создании российской.