Об этом глава государства заявил в Кремле на встрече с членами правительства, выслушав доклады на эту тему.
Число проверок малого бизнеса в России за год снизилось на 20 процентов, сообщил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. "С прошлого года установлен режим надзорных каникул для малого и среднего бизнеса", - напомнил он. То есть в течение трех лет не проводятся плановые проверки, за исключением наиболее серьезных нарушений. Число проверок уменьшилось почти на 165 тысяч.
Кроме того, с июля для малого бизнеса предусмотрена система замены штрафов на предупреждения. Также подготовлены поправки, по которым с июля 2017 года исключается применение в ходе контрольных мероприятий актов исполнительных органов СССР и РСФСР. "Четверть века - достаточное время для того, чтобы ведомства могли обновить нормативную базу. Это требования, которые идут от прежней системы, от прошлого века", - заметил министр.
Завершается работа над законопроектом, который установит требования к эффективности деятельности контрольно-надзорных органов.
Поправки также включают введение проверочных листов - "чтобы контролер проверял не волюнтаристски, задавая любое количество тем для проверки, а в строгом соответствии с исчерпывающим перечнем пунктов", пояснил Улюкаев.
"К сожалению, зачастую контрольно-надзорные органы действуют фактически в интересах недобросовестных предпринимателей, которые прибегают к принципам недобросовестной конкуренции. Имеется в виду, что большое количество ложных, анонимных или подписанных несуществующими лицами заявлений принимались до сих пор надзорными органами в работу", - сообщил чиновник. Теперь будет обязательна процедура установления личности при подаче жалобы через интернет. Кроме того, вводится механизм предварительной проверки поступающих в органы контроля обращений.
"Фактически, речь идет о том, что контроль становится не карающим, а сервисным, он обслуживает бизнес, помогая ему избежать нарушений", - подытожил Улюкаев.
"Большое количество внеплановых проверок проводится по решению правительства, вице-премьеров, - заметил первый заместитель генерального прокурора Александр Буксман. - Я не понимаю, почему нужно проводить внеплановые проверки противопожарной безопасности при проведении елок или проверок Роспотребнадзором лагерей в период летнего отдыха - это тоже планируемые проверки". "Это можно делать в рамках другого регулирования", - считает он.
По словам Буксмана, за проведение внеплановых проверок без согласования с прокурорами целый ряд чиновников - из территориальных подразделений МЧС, Роспотребнадзора, Роструда, Росссельхознадзора - был привлечен к административной ответственности. "Всего с момента принятия закона нами пресечено 400 тысяч нарушений законодательства в этой области, вынесено свыше 80 тысяч представлений, к административной и дисциплинарной ответственности привлечены почти 6 тысяч контролеров", - перечислил он.
Создание в Генпрокуратуре единого информационного ресурса по проверкам бизнеса позволяет при составлении сводного плана совмещать проверки разных ведомств в отношении одного и того же объекта, что на 40 процентов снижает число проверяющих в отношении одного и того же объекта, рассказал Буксман.
Отвечая на вопрос главы государства, чиновник пояснил, что Генпрокуратура "заворачивает" от 40 до 50 процентов внеплановых проверок. В прошлом году более 310 тысяч предпринимателей были избавлены "от избыточного надзора чиновников, потому что мы отсекли необоснованные проверки, предлагаемые для внесения их в план", - заметил он.
"Генеральная прокуратура накопила определенный опыт, готова с ним делиться и участвовать в любой форме, в том числе и нормотворческой работе по данному направлению деятельности", - заверил Буксман.
"Вы представьте предложения по поводу расширения действий закона, о котором мы сейчас говорим с вами, с тем, чтобы увеличить возможность прокуратуры по ограничениям вот таких внеплановых проверок", - резюмировал президент.