Прежде такие претензии к нашим летчикам звучали главным образом применительно к Балтии. Теперь география обвинений распространилась и на Черное море. В эфире телеканала "НоваТВ" министр обороны Болгарии заявил, что в июне российские военные самолеты с выключенными транспондерами четыре раза входили в так называемую болгарскую зону ответственности в воздушном пространстве НАТО. Министр расценил данные инциденты как провокацию. По его словам, Болгария уже потребовала объяснений у России и разрабатывает превентивные меры.
Если чиновник рассчитывал на извинения от наших военачальников, то явно просчитался. К подобным информационным атакам им не привыкать. В Минобороны России на такие обвинения всегда реагируют спокойно и отвечают, что называется, с фактами на руках.
- Самолеты российских ВКС действительно в плановом режиме регулярно выполняют полеты над акваторией Черного моря. При этом маршруты их полетов пролегают в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства над нейтральными водами. Все полеты, включая и те, что были в июне, осуществлялись только с включенными транспондерами, - заявил генерал Игорь Конашенков.
Он сказал, что в Минобороны России с нескрываемым удивлением узнали о якобы имеющем место росте нарушений российскими военными самолетами с выключенными транспондерами болгарской зоны ответственности воздушного пространства НАТО. "Прежде всего хотелось бы пояснений, и не только нам, от господина министра, насколько далеко от воздушных границ Болгарии простираются границы воображаемой им зоны, - отметил Конашенков. - Мы проверили утверждение господина Ненчева о якобы требованиях к Москве объяснения нарушений правил полетов российскими самолетами. На сегодняшний день ни одного обращения в наш адрес со стороны минобороны Болгарии не было".
Прежде чем заявлять на телекамеру о принимаемых военным ведомством превентивных мерах реагирования, наш генерал рекомендовал болгарскому министру для начала проверить доклады своих подчиненных о реальном положении дел.
Что же касается транспондеров - устанавливаемых на самолетах специальных устройствах, позволяющих идентифицировать принадлежность воздушного судна к тому или иному государству, - то нелишне напомнить о недавней инициативе министра обороны РФ Сергея Шойгу. После неоднократных и бездоказательных обвинений наших пилотов в нарушении правил безопасности полетов над Балтикой Шойгу инициировал разработку новых мер доверия в этой сфере. Россия, в частности, предложила НАТО использовать авиацию в Балтийском регионе только с включенными транспондерами. Аналогичную практику наверняка можно было бы ввести и в небе над Черным морем. Но тут возникает загвоздка. Дело в том, что ответа НАТО на российскую инициативу по Балтике до сих пор нет. А без него поднимать еще и черноморскую тему вряд ли имеет смысл.