27.07.2016 21:27
Культура

Гастроли Большого театра в Лондоне собрали аншлаг

В Лондоне проходят гастроли Большого театра
Текст:  Лейла Гучмазова
Российская газета - Федеральный выпуск: №165 (7033)
За два прошедших с начала гастролей дня Лондон уже взбудоражен. Хотя культурных событий здесь даже в летнее межсезонье очень много, а Вест-энд к вечеру запружен театралами, гастроли Большого балета - событие экстраординарное. Общий тон точнее всего передает в своем "Твиттере" обозреватель газеты Independent Дженни Гилберт, и звучит он как восторженная военная сводка: "Русские возвращаются, отмечая 60 лет с первого взятия Лондона штурмом".
/ Дамир Юсупов / Большой театр
Читать на сайте RG.RU
В Большом театре представили драматическую легенду Гектора Берлиоза

Действительно, параллели с теперь уже легендарными гастролями Большого балета 1956 года всплывают постоянно. Начать с того, что продюсированием нынешних гастролей занимались Лилиан и Виктор Хоххаузер, курирующие Большой балет с тех самых пор и твердой рукой ведущие их и к художественному, и к коммерческому успеху. Да и со стороны Большого преемственность налицо: Марина Кондратьева танцевала на тех гастролях 22-летней начинающей балериной, теперь она приехала в качестве педагога, а в спектаклях блистает ее ученица Ольга Смирнова. Гастроли 1956 года с "Ромео и Джульеттой" Большого с Галиной Улановой впечатлили Фредерика Аштона и Кеннета Макмиллана, вырастивших национальный балет Великобритании.

С 25 июля по 13 августа Лондон увидит пять спектаклей. Начались гастроли с парадного "Дон Кихота", обновленного полгода назад в стиле многолюдного праздника, его покажут четырежды, и можно догадываться, что особый успех ждет резонно уверенную в своей неотразимости рыжую Китри, Екатерину Крысанову. Дальше будет восемь представлений бестселлера русского балета, "Лебединого озера". Он по-прежнему не надоедает мировой и отечественной публике, порождая и подделки разной степени глупости, и честных эпигонов. В московском оригинале солируют главные звезды - по два представления у Светланы Захаровой и Ольги Смирновой. К тому же Большой еще рискнул выставить дебютантку Юлию Степанову, так что Лондон сможет оценить ее в паре с Артемом Овчаренко. Однако как бы ни были важны гарантировано кассовые "Дон Кихот" и "Лебединое...", особый интерес у публики должны вызвать следующие три названия.

Все три - эксклюзивы Большого. "Укрощение строптивой" специально для Большого поставил на музыку Шостаковича два года назад хореограф из Монако Жан-Кристоф Майо. В год 400-летия памяти Шекспира этот спектакль в Лондоне будет выглядеть очень актуально - хотя английский и мировой балет не обделяет вниманием великого барда, постановка вышла очень удачной. В главных партиях танцуют строптивица Екатерина Крысанова, ее укротитель Владислав Лантратов и образцовая пара Ольга Смирнова - Семен Чудин. Стильный двухчасовой спектакль смотрится на одном дыхании, притом это самая современная постановка в программе гастролей, примиряющая гений Шекспира с фирменным бравурным стилем Большого театра.

Отклики в британской прессе на юбилейные гастроли Большого театра звучат как восторженная военная сводка

Затем Королевский театр Ковент Гарден вздрогнет от напора бунтующих крестьян на трех представлениях "Пламени Парижа" в хореографии Алексея Ратманского. Не бог весть какая музыка здесь преобразована работой художников Ильи Уткина и Евгения Монахова, они помогли Ратманскому сделать культурный феномен советской сцены эстетским, так что музы Свободы, Равенства и Братства выглядят куда убедительнее восставших крестьянок.

В Большом театре поставили балет "Ундина"

А финальным фейерверком запланированы четыре представления "Корсара". Для публики Лондона незачем по-московски аттестовать этот балет "Пиратами Карибского моря" XIX века - так называемый рядовой зритель здесь очень сведущ, знает, что Михайловский театр прежде назывался МАЛЕГОТом, а Большой отбирал кадры у ставшего Мариинским Кировского. Почти четыре часа действа переносят в ориентальные дали и напичканы каноническими вариациями и па-де-де классического балета. Расчет афиши точен: умопомрачительно красивая сцена "Оживленный сад", восстановленная Алексеем Ратманским и Юрием Бурлакой в самом трепетном виде, точно не оставит равнодушными ни неофитов, если такие найдутся, ни знатоков.

60 лет назад далекие от политики люди в трико и пачках прорвали железный занавес, сейчас улучшают репутацию России. Эти предельно важные гастроли - первые для нового директора Большого балета Махарбека Вазиева, прекрасно понимающего, как многое сейчас от них зависит. Однако его 13-летний опыт "нового прорыва" Мариинского балета и 7-летняя реанимация балета Ла Скала не дает поводов для беспокойства. Да и труппа находится в прекрасной рабочей форме - в ближайшие дни мы еще услышим восторженные отклики.

Танец