К обычным военным ледоколам - они уже строятся - добавятся ударные корабли, способные действовать в арктических широтах и вооруженные артиллерией и ракетами.
- Недавние учения по высадке десанта на остров Котельный показали, что даже при поддержке ледокольного флота обычные боевые корабли не могут действовать в арктических широтах. Толщина их бортов не выдерживает воздействия колотого льда, - рассказал Половинкин. При этом президент поставил ВМФ задачу постоянного присутствия в регионе.
Дело здесь не только в охране месторождений и Северного морского пути. В Арктике активно действуют американские подлодки, вооруженные крылатыми ракетами большой дальности "Томагавк". Из полярных широт они могут обстреливать три четверти российской территории, недоступной с других направлений.
- Это одна из главных причин столь активного развития военной инфрастурктуры на севере страны и арктических архипелагах. Для ее обеспечения необходимо круглогодичное морское сообщение, которое способен выполнять только ледокольный флот, - объяснил Половинкин.
В июне в Петербурге спустили на воду головной корабль проекта 21180 "Илья Муромец" - первый за полвека ледокол, построенный по заказу ВМФ. Помимо военного предназначения, его особенностью являются азиподы, винторулевые колонки, размещенные вне корпуса корабля и позволяющие ему с одинаковой скоростью передвигаться вперед, назад, боком, по диагонали и разворачиваться на месте.
- К современным ледоколам предъявляется гораздо больше требований, чем просто осуществлять проводку судов. В Арктике они выполняют вспомогательные, спасательные, инженерные работы, доставляют грузы. Современный ледокол - автономный многофункциональный комплекс. У 21180 проекта, скажем, есть мощный подъемный кран и вертолетная площадка, - добавил один из разработчиков "Ильи Муромца" Андрей Обухов.
Из-за особой конструкции корпуса места для вооружения на обычных ледоколах нет. Поэтому Крыловский центр ведет разработку боевых кораблей ледового класса.
- Их облик еще обсуждается с военными, но уже сейчас можно сказать, что он возьмет многое от перспективного ледокола ЛК-110Я "Лидер, - рассказал Половинкин.
"Лидер" - атомный ледокол, проектирование которого завершается в 2016 году. Благодаря двум реакторам нового поколения он получит невиданную доселе мощность в 120 мегаватт и сможет преодолевать любые льды. А по привычным арктическим маршрутам "Лидер" сможет ходить со скоростью 14 узлов - сейчас скорость движения там не превышает двух.
Дизель-электрический ледокол "Илья Муромец"